замена двигателя на КАМАЗе

Для замены двигателя кабину наклоняют во второе фиксированное положение и отключают «массу». Подняв автомобиль, отвертывают сливную пробку масляного картера и сливают масло из двигателя. Сняв крышку заливной горловины насоса гидроусилителя рулевого управления, отвертывают сливную пробку картера механизма рулевого управления и сливают масло.

При сливе масла рулевое колесо поворачивают два-три раза из одного крайнего положения в другое. Затем отвертывают паровоздушную пробку расширительного бачка, открывают кран отопителя кабины, повернув верхний рычаг в крайнее правое положение, открывают сливной кран нижнего патрубка радиатора, краны котла и насосного агрегата предпускового подогревателя и сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения и отопления, после чего автомобиль опускают.

Отвернув гайку болта хомута крепления выходного патрубка воздушного фильтра к насадку, отсоединяют патрубок от насадка. Отвернув соединительные гайки, разъединяют маслопроводы высокого и низкого давлений гидроусилителя рулевого управления, после чего трубопроводы необходимо заглушить пробками. Затем отвертывают винт хомута крепления соединительного шланга и отсоединяют трубку подвода воздуха к пневмоцилиндру привода рычага останова двигателя от соединительного шланга.

На автомобилях выпуска до 1985 г. отвертывают болты крепления и отсоединяют электропровода от дублирующего переключателя стартера, отвертывают болты с шайбами скоб крепления электропровода дублирующего переключателя стартера к кронштейну опоры рычага переключения передач и к кронштейну вала привода управления регулятором, после чего отсоединяют электропровод от двигателя.

Рис. 4.1. Привод управления подачей топлива:
1 — ручка тяги останова двигателя; 2 — ручка тяги управления подачей топлива; 3. 5 — болты ограничения максимальной и минимальной частоты вращения коленчатого вала; 4 — рычаг управления регулятором; 6 — тяга; 7, 10 — рычаги; 8 — поперечный валик; 9 — задний кронштейн; 11 — оттяжная пружина; 12 — промежуточная (длинная) тяга; 13 — передний рычаг; 14 — передний кронштейн; 15 — тяга педали (короткая); 16 — уплотнитель педали; 17 — педаль

Отвернув стяжной болт с шайбой рычага 10 (рис. 4.1) привода управления регулятором ТНВД, отсоединяют рычаг от поперечного валика 8 привода управления, отсоединяют тяги 1 останова двигателя и 2 управления подачей топлива от регулятора ТНВД.

На автомобилях, оснащенных коробкой передач с делителем, отвертывают штуцеры с шайбами и разъединяют воздухопроводы переключения передач делителя.

Вывернув на три-четыре оборота стяжной болт крепления передней тяги к рычагу передней тяги переключения коробки передач, разъединяют их при включенной второй передаче или передаче заднего хода. Ослабив хомуты, разъединяют топливопроводы 14 (см. рис. 2.20) — слива топлива от форсунок, 21 — подводящий к насосу низкого давления и 13 (дренажный) — фильтра тонкой очистки топлива. Вывернув болты с шайбами, отсоединяют от жидкостного насоса 21 (см. рис. 2.1) колено отводящего патрубка трубопровода 22 с прокладкой. Затем отвертывают винт хомутика крепления соединительного шланга воздухоотводя-щей трубы 11 от радиатора к расширительному бачку 12 и отсоединяют шланг трубы от радиатора. Отвернув винты крепления стяжных хомутов верхнего подводящего патрубка радиатора, отсоединяют патрубок от радиатора и коробки 7 термостатов и снимают его. Затем отвертывают гайки шпилек крепления патрубка 9 отвода охлаждающей жидкости в отопитель и отсоединяют патрубок вместе со шлангом. Отвернув винт стяжного хомутика, отсоединяют маслопровод от фильтра центробежной очистки масла.

Отвернув винт, вывертывают болт, отсоединяют электропровода от клемм генератора и вынимают из штекерного соединения двухконтактную колодку. Затем отсоединяют провода от датчиков указателей температуры охлаждающей жидкости, указателей давления масла и засоренности фильтрующих элементов масляного фильтра. Отвернув болты с шайбами скоб крепления электропроводов к коробке термостатов и к центрифуге, отсоединяют провода от двигателя.

Отвернув накидную гайку, отсоединяют от компрессора воздухопровод регулятора давления. Затем отвертывают гайку болта хомутика крепления воздухопровода компрессора к картеру маховика и отводят воздухопровод от двигателя.

Отвернув гайки с шайбами, отсоединяют электропровода от факельных свечей 9 (см. рис. 2.20) и от электроклапана подачи топлива к факельным свечам. На автомобилях ранних годов выпуска разъединяют штекерную колодку датчика тахометра, отвертывают болты с шайбами скоб крепления электропровода к картеру маховика и блоку цилиндров, отсоединяют электропровод от двигателя.

Затем поднимают автомобиль и снимают жидкостной и масляный радиаторы в сборе, для чего выполняют следующие работы. Отвернув винт 28 (см. рис. 3.6), отсоединяют трос 19 привода жалюзи от рычага 29 привода жалюзи.

Рис 4.2. Подвеска радиатора:
1, 14. 18, 21 — болты; 2, 17 — шайбы пружинные; 3 — щиток нижний; 4, 8, 19, 23 — гайки; 5. 11 — шайбы; 6 — буферы; 7 — шплинты; 9, 16 — шайбы плоские; 10, 12 — подушки; 13 — втулки распорные; 15 — рамка; 20 — кронштейн; 22 — тяга; 24 — тяга в сборе; 25 — пластина отражательная

Отвернув гайку 4 (рис. 4.2) тяги 22, снимают буфер 6 и шайбы 5 буфера тяги крепления радиатора. Затем отвертывают гайки 19 с шайбами 16 болтов 21 крепления заднего кронштейна 20 тяги радиатора и отсоединяют кронштейн от поперечины рамы и тягу 24 в сборе с буфером б и чашками 5 буфера от рамки 15 подвески радиатора. Отвернув болты с шайбами скоб крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления к кронштейнам, снимают скобы, отводят радиатор влево и опускают автомобиль.

Отвернув винты крепления стяжных хомутов шлангов отвода и подвода масла к масляному радиатору, отсоединяют шланги от патрубков радиатора и устанавливают в патрубки и шланги технологические заглушки.

Расшплинтовав и отвернув гайки 8 болтов 14 крепления кронштейнов рамки 15 к кронштейну рамы автомобиля, вынимают болты с шайбами 9 и снимают шайбы 11с подушками 10, 12 и распорной втулкой 13. Отвернув болты крепления крыльчатки вентилятора, снимают ее. Затем отвертывают стяжной болт с шайбами рычага привода управления регулятором и отсоединяют рычаг от вала привода управления регулятором и оттяжную пружину тяги акселератора от левого кронштейна радиатора, после, чего снимают жидкостной и масляный радиаторы в сборе, перемещая их в левую сторону.

Подняв автомобиль, отвертывают гайки с шайбами крепления приемных труб глушителя к выпускным коллекторам и отсоединяют фланцы приемных труб от выпускных коллекторов. Сняв пружину с рычага вилки включения сцепления, отвертывают болты крепления пневмоусилителя сцепления к картеру сцепления и оставляют пнев-моусилитель висящим на трубопроводах.

Отвернув болты с шайбами, отсоединяют от стартера клемму электропровода «масса», электропровода от тягового реле стартера и электропровод, соединяющий стартер с клеммой «+» аккумуляторных батарей.

Отвернув винт стяжного хомута, отсоединяют от масляного картера двигателя трубку слива масла из масляного радиатора. Затем отвертывают стержни масляного фильтра и снимают колпаки полнопоточного фильтра очистки масла. Отвернув нижние болты крепления картера сцепления к картеру двигателя, опускают автомобиль, цепляют строповочное устройство подъемно-транспортного оборудования за два рым-болта и отвертывают верхние болты крепления картера сцепления к картеру двигателя. Затем отсоединяют кронштейны крепления двигателя от кронштейнов передней опоры. На автомобилях последних годов выпуска крепление кронштейнов самоконтря-щймися болтами с шайбами заменено на крепление «шпилька — гайка». Вывесив двигатель, перемещают его вперед, разъединяют с коробкой передач и, подняв над рамой, развертывают влево на 90°. На снятый двигатель устанавливают колпаки полнопоточного фильтра очистки масла.

Для установки двигателя его цепляют стррповочным устройством за два рым-болта, поднимают и помещают в моторный отсек. Подав двигатель назад, чтобы шлицы первичного вала коробки передач вошли в шлицы ступиц ведомых дисков сцепления, состыковывают двигатель с коробкой передач. Совместив отверстия кронштейнов крепления двигателя с отверстиями подушек и кронштейнов передних опор, соединяют их указанными выше крепежными деталями.

Затем устанавливают и затягивают верхние болты крепления картера сцепления к картеру двигателя, поднимают автомобиль, устанавливают и затягивают нижние болты. Момент затяжки болтов 90…100 Н*м (9… 10 кгс*м). К масляному картеру присоединяют трубку слива масла из масляного радиатора и завертывают винт стяжного хомута. К стартеру присоединяют электропровод, соединяющий его с клеммой «+» аккумуляторных батарей, присоединяют электропровода к тяговому реле стартера и клемму электропровода «массы» — к стартеру.

Установив пневмоусилитель сцепления на картер сцепления, закрепляют его болтами [момент затяжки 90… 100 Н*м (9… 10 кгс*м)] и устанавливают пружину на рычаг вилки выключения сцепления. К выпускным коллекторам присоединяют фланцы приемных труб глушителя, затянув гайки с шайбами.

Опустив автомобиль, устанавливают на кронштейны рамы автомобиля подушки 12 (см. рис 4.2), подвески радиатора с чашками 11 и распорными втулками 13, а на них — жидкостной и масляный радиаторы в сборе. Кронштейны рамки 15 подвески соединяют с кронштейнами рамы автомобиля болтами 14 с шайбами 9, устанавливают на болты подушки 10 с шайбами 9 и предварительно завертывают гайки 8. Установив крыльчатку вентилятора, закрепляют ее болтами. К валу привода управления регулятором присоединяют рычаг управления регулятором и завертывают стяжной болт с шайбой. К левому кронштейну радиатора присоединяют оттяжную пружину тяги акселератора. На автомобилях ранних годов выпуска к радиатору присоединяют уплотнительные кожухи.

Удалив технологические заглушки из патрубков масляного радиатора и шлангов подвода и отвода масла, присоединяют шланги к патрубкам и закрепляют их хомутами.

Подняв автомобиль, устанавливают тягу 24 крепления радиатора в сборе с кронштейном 20, буферами 6 и шайбами 5 в отверстия рамки 15 и закрепляют кронштейн тяги радиатора на второй поперечине рамы болтами с пружинными шайбами. Завернув гайку 4 крепления тяги к рамке подвески радиатора, проверяют длину тяги между внутренними гайками крепления,осото-рая должна составлять 132… 133 мм (см. рис. 3.18), Установив масляный радиатор гидроусилителя рулевого управления на кронштейны, ставят скобы крепления и завертывают болты с пружинными шайбами.

К рычагу 29 (см. рис. 3.6) привода жалюзи присоединяют трос19 привода жалюзи и завертывают винт 28 крепления троса. К патрубку радиатора присоединяют шланг отопителя кабины и закрепляют его хомутом. К отводящему и подводящему патрубкам радиатора присоединяют соединительные рукава и закрепляют их хомутами. Присоединив к патрубку радиатора соединительный шланг воздухоотводя-щей трубки от радиатора к расширительному бачку, закрепляют его хомутом. Затем завертывают гайки 8 см.(рис. 4.2) болтов 14 крепления радиатора и шплинтуют их.

В расширительный бачок заливают охлаждающую жидкость Тосол-А40М или Тосол-А65М на 2/3 высоты бачка (не ниже уровня контрольного крана), после чего проверяют герметичность узлов и соединений системы охлаждения и отопления. Подтекание охлаждающей жидкости не допускается.

Оцените статью
Добавить комментарий