ПЕРВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
При первом техническом обслуживании проверяют тормозную систему, колеса, аккумуляторные батареи и дополнительное оборудование кузова.
Рис. 3.1. Вспомогательный тормоз:
1 — цилиндр уменьшения подачи топлива (останова двигателя); 2 — ТНВД; 3. 10 — пневмопровода к потребителям сжатого воздуха; 4 — корпус механизма (заслонки) тормоза-замедлителя; 5.7 — выпускные трубы правая и левая; 6 — пневмо-цилиндры заслонок тормоза-замедлителя; 8 — пневмопровод к цилиндру уменьшения подачи топлива и цилиндрам тормоза-замедлителя; 9 — кран управления вспомогательной тормозной системой; 11 — крестовина распределителя
В тормозной системе внешним осмотром проверяют целостность крепления и состояние тормозных камер, их шлангов и трубок, соединительных головок и разобщительных кранов, привода механизма вспомогательного тормоза (рис. 3.1), а на автомобилях КамАЗ 6x4 — также целостность крепления штанг, компенсаторов штанг и тяги регулятора тормозных сил.
Регулятор тормозных сил предназначен для автоматического регулирования давления сжатого воздуха, подводимого к тормозным камерам мостов задней тележки, в зависимости от действующей при торможении осевой нагрузки.
Рис. 3.2. Установка регулятора тормозных сил:
1 — кронштейн регулятора; 2 — регулятор; 3 — рычаг; 4 — штанга упругого элемента; 5 — упругий элемент; 6 — соединительная штанга; 7 — компенсатор; 8 — средний мост; 9 — задний мост
Он установлен и закреплен гайками на кронштейне / (рис. 3.2), который находится на поперечине рамы автомобиля. Регулятор 2 соединен с балками мостов 8 и %9 задней тележки посредством рычага 3 и штанги 4 через упругий элемент 5 и штангу б таким образом, что перемещения мостов при торможении на неровных дорогах не отражаются на правильном регулировании тормозных сил.
Исправность тормозной системы также проверяют по показателям штатных приборов. Компрессор совместно с регулятором давления должен поддерживать давление в пневматической системе в пределах 700...750 кПа (7,0...7,5 кгс/см ), что определяют по манометру.
Рис. 3.3. Контрольные лампы правого блока панели приборов:
1 — кнопка контроля ламп; 2 — лампа засоренности масляного фильтра двигателя; 3 — лампа I контура (тормоза переднего моста); 4 — лампа II контура (тормоза задней тележки); 5 — лампа III контура (тормоз стояночный и запасной); 6 — лампа IV контура (только на КамАЗ 6x6); 7 — лампа контроля стояночного тормоза
Исправность контрольных ламп правого блока на панели приборов определяют нажатием кнопки 1 (рис. 3.3). Лампы при этом должны загореться. При снижении давления воздуха в контурах ниже 450...550 кПа (4,5...5,5 кгс/см2) должны загореться контрольные лампы 3 — б (последняя только на КамАЗе 6x6) и одновременно включиться контрольный зуммер. При достижении нормального давления воздуха в контурах лампы гаснут. Сигнальная лампа 7 горит в мигающем режиме при включении стояночного тормоза и гаснет при его выключении.
Проверку герметичности тормозной системы, проверку и регулировку хода штоков тормозных камер выполняют так же, как и при ТО-1000.
Состав и содержание работ по ТО-1 колес те же, что и при ТО-1000. ТО-1 аккумуляторных батарей состоит в протирке их поверхности, проверке состояния корпусов, проверке и доведении до нормы уровня электролита
При ТО-1 автомобиля-самосвала проверяют целостность прядей страховочного троса по всей длине, особенно в зоне его контакта с оттяжной пружиной и надежность закрепления зажимов троса. Визуально и на слух проверяют герметичность и состояние трубопроводов и узлов механизма подъема-опускания платформы, произведя два-три подъема и опускания. Трубопроводы и штанги не должны иметь трещин, потертостей, вмятин и других повреждений. Утечка масла и воздуха не допускается.
При ТО-1 седельного тягача проверяют состояние и крепление пружин захватов запорного кулака и защелки седельного устройства. Пружины должны быть надежно закрепленными, целыми и работоспособными.
Смазочно-очистные работы включают слив отстоя из фильтров грубой и тонкой очистки топлива, замену спирта в предохранителе от замерзания (при температуре ниже плюс 5 °С), проверку и доведение до нормы уровня масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления.
Рис. 3.4. Масляный бак гидросистемы самосвала КамАЗ-5511: 1 — фильтр заливной горловины; 2 — кольцо стопорное; 3 — щуп; 4 — набивка волосяная; 5 — крышка заливной горловины; 6 — бак; 7 — болт; 8 — шайба пружинная; 9 — крышка фильтра; 10 — кольцо; 11, 14 — пружины; 12 — шайба отражательная; 13 — шарик; 15 — труба;16 — элемент фильтрующий; 17 — корпус фильтра; 18 — прокладка; 19 — пробка
При ТО-1 промывают фильтр масляного бака гидросистемы механизма подъема платформы автомобиля-самосвала. В верхней части бака 6 (рис. 3.4) имеются заливная горловина и фланец крепления фильтра, в нижней — отверстие для слива масла, закрытое резьбовой пробкой 19, и всасывающий патрубок. В заливной горловине, которая закрывается сапуном 5 с отверстием, сообщающим полость бака с атмосферой, установлены сетчатый фильтр 7 и указатель уровня масла 3 с нижней и верхней отметками. Уровень измеряют при опущенной платформе. Волосяная набивка 4 предотвращает попадание пыли и грязи через отверстие в крышке заливной горловины. К фланцу бака крепится фильтр. Из сливной магистрали масло сливается через патрубок крышки 9 фильтра в полость корпуса 17, откуда через фильтрующий элемент 16 и трубу 15 поступает в бак. При чрезмерном засорении фильтрующих элементов давление в сливной магистрали возрастает и шарик 13 открывает клапан, через который масло сливается в бак, минуя фильтрующий элемент.
Для промывки фильтра следует вывернуть болты 7 крепления крышки 9, снять крышку, уплотнительное кольцо 10, а затем вынуть корпус 17 в сборе с фильтрующим элементом и снять прокладку 75. Разобрав фильтр, промывают его в моющем растворе МС-6 или МС-8 и продувают сжатым воздухом. Заменив при необходимости поврежденные прокладку 18 и уплотнительное кольцо 70, фильтр собирают в обратной последовательности и размещают в масляном баке, после чего устанавливают крышку 9 с уплотнительным кольцом 10 и завертывают болты 7 крепления крышки, установив на них пружинные шайбы 8. Уровень масла в масляном баке гидросистемы доводят до отметки "В" на щупе 3. Летом заливают масло индустриальное 20А, зимой — 12А.
Рис. 3.5. Механизм опрокидывания кабины и запасного колеса автомобиля КамАЗ-4310:
1 — рукоятка управления; 2 — рукоятка привода насоса; 3 — гидравлический насос; 4 — бачок; 5 — стойка ограничителя; 6 — гидропривод; 7 — цилиндр гидравлический; 8 — продольная балка кабины
При ТО-1 автомобиля КамАЗ-4310 проверяют уровень масла в бачке 4 (рис. 3.5) насоса гидроподъемника кабины и запасного колеса, при необходимости доводят его до нормы. Масло МГЕ-10А или ВМГЗ-С доливают через воронку с двойной сеткой до уровня заливного отверстия, после чего прокачивают систему для удаления воздуха подняв и опустив кабину два-три раза, еще раз проверяют уровень масла и при необходимости доводят его до нормы.
При ТО-1 смазывают оси передних опор кабины, пальцы передних рессор, регулировочные тормозные рычаги, на автомобилях КамАЗ 6x4 — элементы передней оси, а на автомобилях самосвалах — оси шарниров опрокидывания платформы так же, как при ТО-1000.