РЕМОНТ СПИДОМЕТРА (ТАХОМЕТРА).

Ремонт, обслуживание и устройство, спидометра, тахометра автомобиля КАМАЗ.

При разборке спидометр устанавливают на рабочий стол (верстак) шкалой вниз. Отогнув ушки ранта 1 (рис. 10.14), снимают его со стеклом и прокладками. (Здесь и далее все снятые детали укладывают в многосекционную тару.)

Придерживая спидометр за крышку статора 12, отвертывают четыре винта (М4) 7 крепления кожуха спидометра 6 и снимают кожух с прокладкой.

Установив спидометр в подставку шкалой вверх, с помощью двух пинцетов снимают стрелку. Отвернув два винта (МЗ) 23 крепления шкалы и защитного стекла, снимают их.







Рис. 10.14. Спидометр СП 12.3802:
1 — рант; 2. 5. 23 — винты МЗ; 3 — чека; 4 — печатная плата; 6 — кожух; 7, 10, 14 — винты М4; 8 — катушка статора; 9 — статор; 11 — башмак; 12 — крышка статора; 13 — штифт; 15 — тарелка; 16 — пружина; 17 - магнит ротора; 18 — вал ротора; 19 — картушка; 20 — магнит скоростного узла; 21 — кронштейн скоростного узла; 22 — ось картушки

Тахометр конструктивно выполнен аналогично спидометру, но не имеет счетного механизма, отличается регулировкой скоростного узла и не имеет гнезда сигнальной лампы.



Рис. 10.15. Счетный механизм с внутренним зацеплением:
1 — регулировочные шайбы; 2 — фиксатор ведомых барабанов; 3 — вал счетного механизма; 4 фиксатор вала счетного механизма; 5 — трибка; 6 — ведомый барабан; 7 — ведущий барабан; 8 — приводная шестерня

Для снятия счетного механизма спидометра снимают фиксатор 4 (рис. 10.15) и перемещают счетный механизм влево. При разборке счетного механизма снимают фиксатор 2 ведомых барабанов и регулировочные шайбы 1, пять ведомых барабанов 6 с трибками 5 и ведущий барабан 7 с оси счетного механизма.

Со спидометра и тахометра снимают печатную плату 4 (см. рис. 10.14). Для этого отпаивают от платы пять соединительных проводников штекерного разъема и четыре вывода обмоток катушек статора. Вывернув два винта (МЗ), снимают печатную плату.

Затем отвертывают винт (МЗ) крепления ограничителя поворота картушки 19, два винта (МЗ) 2 крепления кронштейна скоростного узла 21 и, придерживая ось 22 картушки указательным пальцем правой руки, снимают кронштейн в сборе с картушкой.

Для отсоединения картушки скоростного узла выпрессовывают чеку 3 спиральной пружины-волоска и отсоединяют картушку от кронштейна. Из картушки выпрессовывают ось, а с оси спрессовывают колодку с волоском.

Сняв вертикальный червяк,отвертывают винт (МЗ) 5 креплейия ограничительной пластины горизонтального червяка и снимают ее, после чего снимают горизонтальный червяк.

Далее спидометр устанавливают в подставку крышкой статора вверх, отвертывают три винта (М4) 14 крепления крышки статора, снимают и разбирают ее, для чего снимают стопорное кольцо и выпрессовывают подшипник.

Сняв статор 9, распаивают концы обмоток и снимают постоянный магнит ротора 17, для чего отжимают тарелку 15, вынимают штифт 13 и последовательно снимают тарелку, пружину 16 и магнит ротора. Сняв основание спидометра, выдавливают рукой вал ротора 18 в сборе с магнитом скоростного узла 20. Сняв стопорное кольцо, из основания корпуса спидометра выпрессовывают подшипник.

При наличии дефектов в катушках статора статор разбирают. Для этого отпаивают выводы обмоток двух катушек статора, оставив общий провод на выводе третьей катушки. Статор устанавливают в оправку для высверливания обмоток статора и зажимают в тиски. Меняя положение статора, поочередно вывертывают винты (М4) 10 (при наличии заклепок последние высверливают). Сняв катушки 8 статора, отделяют башмаки 11 от катушек.

Детали спидометра дефектуют. При наличии обломов или трещин на крышке статора, кожуха или основания спидометра дефектные детали заменяют. Погнутость и вмятины кожуха, ранта или прокладки устраняют правкой. При наличии трещин или сколов стекла или циферблата дефектные детали заменяют. При нарушении изображения цифр на циферблате их восстанавливают. Погнутость шкалы устраняют правкой. При повреждении окраски шкалу заменяют. При наличии трещин или сколов защитного стекла шкалы шкалу заменяют. Изогнутую стрелку правят или заменяют. Стрелки с трещинами или сколами заменяют. При повреждении стекла или сигнальной лампы подсветки шкалы дефектные детали заменяют. При загрязнении счетных барабанов, нарушении окраски или нечетком изображении цифр барабаны очищают от загрязнения, восстанавливают окраску, наносят изображение цифр. При повреждении резьбы, осей крепления, наличии трещин на корпусе горизонтального или вертикального червяков дефектный червяк заменяют. При повреждении резьбы шестерни счетного механизма заменяют шестерню в сборе с осью.

При обрыве пружины-волоска ее заменяют, при изгибе или скручивании — правят с помощью пинцета; ослабление натяжения устраняют закручиванием регулировочного рычажка. При обломе оси картушки ось заменяют. Заедание подшипников при загрязнении или коррозии устраняют промывкой в моющем растворе, изношенные подшипники заменяют. Износ оси ротора определяют ее покачиванием. При наличии люфта ось заменяют.

Ослабление коэрцитивной силы магнита устанавливают при проверке спидометра на установке КИ 12548 по скоростным параметрам на предмет занижения показания сверх допустимой стандартом нормы. Неисправный магнит заменяют.

Обрыв соединительных проводов или нарушение изоляции устраняют. Пробой на массу катушек статора устанавливают на приборе Ц 4354. При показании прибора менее 10 кОм заменяют дефектные катушки. Межвитковое замыкание катушек статора также устанавливают на приборе Ц 4354. При показании прибора менее 14 Ом заменяют дефектные катушки.

Механическое повреждение или выход из строя элементов электрической схемы, размещенных на печатной плате, определяют визуально или с помощью прибора Ц 4354. Дефектные элементы заменяют. Нарушение проводимости печатной платы устраняют путем запайки разрушенной дорожки.

При сборке статора закрепляют в тисках оправку для сборки статора и вставляют корпус статора в оправку. Установив башмак в катушку, вставляют катушку с башмаком в корпус статора и, придерживая катушку рукой, прижимают ее к корпусу приставкой, после чего завертывают два винта (МЗ) крепления башмака (при наличии заклепок их вставляют и расклепывают). Аналогичные работы выполняют для каждой из оставшихся обмоток.



Рис. 10.16. Принципиальная электрическая схема указателя спидометра:
Т1... ТЗ — транзисторы; R1...R6 — резисторы

Выводы обмоток двух катушек спаивают с общим проводом и выводом обмотки третьей катушки согласно электрической схеме, приведенной на рис. 10.16, и изолируют. В крышку статора и основание спидометра запрессовывают подшипники и закрепляют их стопорными кольцами. В основание спидометра вставляют вал ротора с магнитом скоростного узла в сборе, основание спидометра устанавливают в подставку валом ротора вверх. На вал ротора устанавливают постоянный магнит и закрепляют его, для чего на вал последовательно надевают магнит, пружину и тарелку, нажимают на тарелку и, сжав пружину, фиксируют ее штифтом.

В основание спидометра вставляют статор, предварительно проведя свободные концы выводов обмоток катушек через отверстие в основании спидометра, закрывают его крышкой и закрепляют тремя винтами (М4). Спидометр устанавливают в подставку статором вниз, устанавливают горизонтальный червяк, прижимают его ограничительной пластиной и закрепляют, завернув винт (МЗ), после чего устанавливают вертикальный червяк.

При сборке крышки с кронштейном скоростного узла на ось картушки напрессовывают картушку, колодку с пружиной-волоском, надевают кронштейн скоростного узла и, вставив свободный конец пружины-волоска в отверстие регулировочного рычага, закрепляют ее, запрессовав чеку.

Придерживая ось картушки указательным пальцем правой руки, присоединяют кронштейн с картушкой в сборе к основанию спидометра и закрепляют его двумя винтами (МЗ). Ограничитель поворота картушки устанавливают на место и закрепляют его винтом (МЗ).

При сборке счетного механизма спидометра (для тахометра работы, указанные в данном абзаце, не выполняются) на его ось надевают поочередно один ведущий и пять ведомых барабанов с трибками, регулировочные шайбы и закрепляют их фиксатором ведомых барабанов. Счетный механизм устанавливают в кронштейн скоростного узла, для чего вставляют ось механизма свободным концом в левую проушину кронштейна и, перемещая счетный механизм вправо, вставляют конец оси со стороны шестерни в правую проушину кронштейна. Хвостовики трибок должны войти в паз кронштейна скоростного узла. Свободный конец оси счетного механизма закрепляют фиксатором.

К печатной плате припаивают выводы обмоток катушек статора (четыре проводника) и соединительные проводники штекерного разъема (пять проводников) согласно электрической схеме. Печатную плату устанавливают на основание спидометра и закрепляют двумя винтами (МЗ). Защитное стекло кладут на шкалу и закрепляют его четырьмя усиками. Шкалу с защитным стеклом устанавливают на кронштейн скоростного узла и закрепляют ее двумя винтами (МЗ). На ось картушки устанавливают стрелку.

Собранный спидометр подвергают контрольной проверке на скоростные параметры и пройденный километраж согласно ГОСТ 8.262—77 на установке КИ 12548.

После испытания спидометр вставляют сверху в кожух и закрепляют кожух четырьмя винтами (М4). В рант вставляют стекло, циферблат и прокладку. Положив собранный узел на стол рантом вниз, устанавливают спидометр шкалой вниз на прокладку и закрепляют рант. Установив спидометр в подставку, просверливают отверстие под проволоку для пломбирования спидометра.



Ремонт, обслуживание и устройство, спидометра, тахометра автомобиля КАМАЗ.



НАЗАД.***ДАЛЬШЕ.