ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ.

Ремонт, обслуживание и устройство, предварительная сборка двигателя автомобиля КАМАЗ.

Установив блок цилиндров на стенд для разборки-сборки двигателя в горизонтальное положение, тщательно продувают все внутренние полости сжатым воздухом. Смазав нижние 26 (см. рис. 5.9) уплотнительные кольца гильз цилиндров моторным маслом М10Г2К, устанавливают их в блок цилиндров (далее, если это особо не оговаривается, для смазывания деталей двигателя при сборке применяется это же масло). Верхние уплотнительные кольца 25 также смазывают, надевают их на гильзы цилиндров, смазывают заходные фаски гильз и блока цилиндров, устанавливают гильзы с помощью приспособления в блок и запрессовывают. Затем на специальном стенде проверяют герметичность водяной рубашки блока цилиндров.



Установив блок цилиндров на стенд для разборки-сборки в вертикальное положение, монтируют на него направляющие 3 (см. рис. 5.15) толкателей, надевают на болты 6 крепления направляющих стопорные шайбы 5 и уплотнительные кольца 4, завертывают болты [момент затяжки 85...95 Н*м (8,5...9,5 кгс*м)] и отгибают усы стопорных шайб на грани болтов. Смазав толкатели 2, устанавливают их в направляющие.

Смазав опорные шейки распределительного вала 1, устанавливают его в блок цилиндров. На вал устанавливают корпус 18 подшипника, надевают на болты 21 замковые шайбы 20, затягивают болты с моментом 25 Н*м (2,5 кгс*м) и отгибают усы стопорных шайб на грани болтов.

Отвернув болты 40 (см. рис. 5.9) крепления крышек 36 и 39 коренных подшипников и стяжные болты 37 и 41 блока цилиндров, снимают болты с шайбами и крышки коренных подшипников, укладывая их по порядку на верстак. Двигатель укомплектовывают вкладышами коренных подшипников (табл. 5.3). Обозначение вкладышей нанесено на их тыльной стороне, маркировка коленчатого вала по коренным шейкам — на втором противовесе.



* В числителе — для верхнего вкладыша, в знаменателе — для нижнего.

Таблица 5.3. Регламентированные размеры коренных шеек коленчатого вала и вкладышей коренных подшипников

Проверив вкладыши коренных подшипников и постели блока цилиндров, устанавливают последовательно верхние вкладыши в постели блока и нижние — в крышки, совместив выточки во вкладышах с выточками соответственно в постели блока и крышках. Смазав вкладыши, устанавливают в блок цилиндров коленчатый вал 1 в сборе (см. рис. 5.12), нижние 38 и верхние 16 полукольца упорного подшипника. Канавки на полукольцах должны прилегать к упорным торцам вала. Нижние полукольца устанавливают одновременно с крышкой заднего коренного подшипника. Выступы на нижних полукольцах необходимо совместить с выточками в крышке. Затем устанавливают крышки коренных подшипников с вкладышами, совместив крышки с перегородками блока по порядковым номерам, выбитым на нижней поверхности крышек (отсчет перегородок блока ведут, начиная с переднего торца двигателя). Болты 40 (см. рис. 5.9) с пружинными шайбами затягивают в два приема: сначала с моментом 96... 120 Н*м (9,6... 12,0 кгс*м), затем — с моментом 210...235 Н*м (21,0...23,5 кгс*м). Болты затягивают сначала со стороны правого ряда цилиндров, затем — левого.

Осевой зазор коленчатого вала, определяемый с помощью щупа, должен быть в пределах 0,1...0,195 мм. При необходимости его регулируют установкой полуколец упорного подшипника другой толщины. Добившись требуемого значения осевого зазора, завертывают стяжные болты 37 и 41 с шайбами [момент затяжки 81..92 Н*м (8,2... 9,2 кгс*м)]. При правильной сборке коленчатый вал должен свободно поворачиваться от руки.

Установив ось 16 (см. рис. 5.10) ведущей шестерни привода распределительного вала на блок цилиндров, надевают на болты 18 замковые шайбы 17, закрепляют болты [момент затяжки 50...60 Н*м (5...6 кгс*м)] и отгибают усы замковых шайб на грани головок болтов. Ведущую шестерню 21 привода распределительного вала в сборе с промежуточной шестерней 2 устанавливают так, чтобы метки "0" на промежуточной шестерне и на шестерне 24 коленчатого вала совпали. Также должны совпасть риски на ведущей шестерне 21 привода распределительного вала и на шестерне 27 распределительного вала. С помощью щупов проверяют окружной зазор в зацеплении шестерен 2 и 24, 21 и 27 не менее чем в трех точках. Он должен быть в пределах 0,1...0,3 мм. После этого, надев на болты I замковые 26 и упорные 25 шайбы, устанавливают и закрепляют болты [момент затяжки 90... 100 Н*м (9... 10 кгс*м)] и отгибают усы замковых шайб на грани болтов.

Повернув с помощью рычага коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка первого цилиндра находилась в верхнем положении, измеряют расстояние А (рис. 5.33) от образующей шатунной шейки 1 в верхнем ее положении до торца уплотнительного выступа гильзы 2 цилиндра при вертикальном положении гильзы.



Рис. 5.33. Схема измерения при подборе варианта исполнения поршня:
1 - шатунная; шейка коленчатого вала; 2 - гильза цилиндра; 3. — поршень

На нерабочем выступе торца гильзы наносят номер цилиндра, а на днище поршня со стороны, обращенной к вентилятору, - индекс варианта поршня в соответствии с табл. 5.4.



Таблица 5.4. Соответствие индекса варианта исполнения поршня результатам замеров

Старую маркировку на гильзе и поршне необходимо удалить или забить. В запасные части поступают поршни только группы 10, которые можно устанавливать в любую группу гильз. Указанные работы выполняют для каждого цилиндра.

Отвернув гайки болтов крепления крышек шатунных подшипников, снимают крышки и подбирают вкладыши согласно табл. 5.5.



Таблица 5.5. Регламентированные размеры шатунных шеек коленчатого вала и вкладышей шатунных подшипников

Обозначения вкладышей соответствующей шейки и диаметр отверстия в нижней головке шатуна нанесены на тыльной стороне вкладыша. Маркировка коленчатого вала по шатунным шейкам нанесена на первом или втором противовесе.

Смазав вкладыши 12 (см. рис. 5.13) шатунных подшипников, устанавливают их в крышки 10 и нижние головки шатунов. Выступы на вкладышах должны совпадать с выточками на крышке и шатуне.

Повернув коленчатый вал, устанавливают первую шатунную шейку в нижнее положение. Затем разводят замки поршневых колец на поршне первого цилиндра на 180° относительно друг друга и, сжав кольца с помощью приспособления, устанавливают поршень в сборе с шатуном и кольцами в первый цилиндр. Индекс поршня должен совпадать с индексом гильзы цилиндра. Поршень с индексом 10 можно устанавливать в любые гильзы. При установке поршень ориентируют выточками под клапаны на днище поршня в сторону развала блока цилиндров. Установив крышку 10 шатуна на шатун 8, закрепляют её болтами 9 с гайками 11 [предварительный момент затяжки 29..31 Н*м (2,9...3,1 кгс*м)]. Клейма спаренности из цифр на шатуне и его крышке должны быть одинаковыми. Канавка на шатуне должна совпадать с замковым усйм на крышке шатуна. Указанные работы повторяют для последовательной установки поршней с шатунами и кольцами в сборе в 8-, 2-, 7-, 3-, 4-, 5- и 6-й цилиндры.

В той же последовательности, поворачивая коленчатый вал, производят окончательную затяжку гаек шатунных болтов до удлинения болтов на 0,25...0,27 мм. Гайки шатунных болтов Ml3x1,25, изготавливаемые с июля 1985 г., затягивают с моментом 120...130 Н*м (12...13 кгс*м). С помощью щупа проверяют зазор между торцами нижней головки шатуна и щеками коленчатого вала. Он должен быть не менее 0,15 мм.

В картер маховика устанавливают манжету. Для предохранения манжеты от повреждения при установке картера маховика на блок цилиндров используют оправку (рис. 5.34).



Рис. 5.34. Оправка манжеты для установки картера маховика

Повернув блок цилиндров в горизонтальное положение, смазывают прокладку картера маховика смазкой ЦИАТИМ-201, устанавливают прокладку и картер маховика на блок цилиндров, надевают на болты пружинные и плоские шайбы и закрепляют картер маховика болтами [момент затяжки 90... 110 Н*м (9... 11 кгс*м)].

Маховик устанавливают таким образом, чтобы установочный штифт на коленчатом валу вошел в отверстие в маховике. Надев замковые пластины на болты крепления маховика, закрепляют болты [момент затяжки 150... 70 Н*м (15...17 кгс*м)] и отгибают края пластин на грани болтов (замковые пластины устанавливались на двигателях с номерами до 7580 выпуска до февраля 1979 г.). С помощью приспособления с индикатором ПРИ-1П измеряют биение торца маховика относительно оси коленчатого вала, которое должно быть не более 0,25 мм.

В полумуфту коленчатого вала устанавливают вал привода гидромуфты. Смазав прокладку 44 (см. рис. 5.9) передней крышки блока цилиндров смазкой ЦИАТИМ-201, устанавливают прокладку и гидромуфту привода вентилятора с передней крышкой 6 блока цилиндров в сборе на передний торец блока. Надев на болты 3, 49 и 50 пружинные 4, 48 и плоские 5, 47 шайбы, закрепляют болты М10 крепления передней крышки [момент затяжки 50... 62 Н*м (5,0...6,2 кгс*м)] и болты Ml2 [момент затяжки 90... 110 Н*м (9,0... 11,0 кгс*м)]. Штанги толкателей в сборе устанавливают в толкатели.



Рис. 5.35. Уплотнение газового стыка:
1 — головка цилиндра; 2 — кольцо уплотнительное газового стыка; 3 — кольцо уплотнительное верхнее; 4 — гильза цилиндра

С октября 1984 г. внедрено беспрокладочное уплотнение газового стыка (рис. 5.35), где кольцо 2 (740.1003466-10) ложится непосредственно на бурт гильзы 4 (740.1002021-20). Для компенсации микронеровностей сопряжения на привалочную поверхность кольца нанесено свинцовистое покрытие. Головку цилиндра с новым кольцом можно устанавливать на гильзу 740.1002021 цилиндра старой конструкции. Стальная прокладка 740.1003212 в этом случае не нужна, поэтому при необходимости замены гильзы 740.1002021 на новую 740.1002021-20 одновременно необходимо заменить в головке цилиндра кольцо 740.1003466 на новое 740.1003466-10. При запрессовке в головку цилиндра кольца новой конструкции необходимо следить за сохранностью свинцовистого покрытия привалочной поверхности кольца.

Перед установкой головки цилиндра регулировочные винты коромысел необходимо вывернуть на несколько оборотов. Установив головку 25 (см. рис. 5.11) цилиндров в сборе с клапанами 1 и 20 на блок цилиндров, завертывают болты 13 с шайбами 31 [момент затяжки 40...50 Н*м (4...5 кгс*м)], предварительно смазав резьбу болтов тонким слоем графитовой смазки. Последовательность затяжки болтов указана на рис. 2.8. Окончательно болты затягивают в два приема: сначала с моментом 120...150 Н*м (12...15 кгс*м), затем 160...180 Н*м (16...18кгс*м).

Повернув коленчатый вал так, чтобы шток фиксатора маховика вошел в паз маховика, а метка "0" шестерни 27 (см. рис. 5.10) распределительного вала находилась в верхнем положении, устанавливают на двигатель ведомую шестерню 12 привода ТНВД в сборе с валом 9. Затем устанавливают прокладку 7, корпус 6 заднего подшипника в сборе с манжетой 5 и завертывают болты 3 с пружинными шайбами 4 [момент затяжки 45 ... 50 Н*м (4,5... 5,0 кгс*м].

Тепловые зазоры в клапанных механизмах регулируют так, как указано в п. 2.1, после чего устанавливают прокладки 29 (см. рис. 5.11), крышки 12 головок цилиндров и завертывают болты 9 с плоскими шайбами 10 и 11 крепления крышек головок цилиндров [момент затяжки 17 ... 22 Н*м (1,7... 2,2 кгс*м)]. На передний рым-болт 16 (см. рис. 5.9) надевают регулировочные шайбы 15 (не более четырех) и ввертывают болт так, чтобы он был повернут относительно продольной оси двигателя на 15°.

Повернув двигатель картерной частью вверх, устанавливают прокладку 17 (см. рис. 5.6) переднего фланца трубки 18 клапана смазочной системы, масляный насос 2 в сборе с трубками, надевают на болты 4, 5 крепления масляного насоса пружинные шайбы 3, а на болт 11 крепления кронштейна всасывающей трубки к блоку цилиндров — пружинную и плоскую шайбы, завертывают болты [момент затяжки 50...60 Н*м (5...6 кгс*м)]. Надев на болты 10 крепления заднего фланца подводящей трубки смазочной системы к блоку цилиндров пружинные шайбы 9, завертывают болты [момент затяжки 50...60 Н*м (5...6 кгс*м)}. На двигателях выпуска до 15.02.80 г. с номерами до 163856 вместо пружинных шайб 3, 9, 16 устанавливались замковые шайбы, у которых после затяжки болтов следует отогнуть усы на грани болтов.

Прокладку масляного картера блока цилиндров наклеивают на блок цилиндров, смазав ее поверхность тонким слоем смазки Литол-24 либо уплотнителя "Герметик" или УН-25, Тщательно проверив чистоту внутренних поверхностей двигателя, устанавливают масляный картер и закрепляют его болтами и гайками с пружинными шайбами.



Ремонт, обслуживание и устройство, предварительная сборка двигателя автомобиля КАМАЗ.



НАЗАД.***ДАЛЬШЕ.