ДЕФЕКТАЦИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ.

Ремонт, обслуживание и устройство, дефектация и восстановление деталей двигателя автомобиля КАМАЗ.

Блок цилиндров испытывают на стенде 470-086 для обнаружения пробоин и трещин, проходящих через каналы масляной магистрали и стенки водяной рубашки. Герметичность каналов и водяной рубашки проверяют сжатым воздухом под давлением 0,3...0,4 МПа (3...4 кгс/см 2). При утечке воздуха блок цилиндров бракуют. При наличии устанавливаемых визуальным контролем пробоин стенок блока, трещин и кавитационных разрушений в зоне уплотнительных колец гильз цилиндров, входящих в канавки, блок бракуют. Если указанные разрушения не входят в канавки, их обрабатывают под установку сдвоенного кольца. Коробление поверхности сопряжения с головками цилиндров устанавливают с помощью металлической поверочной линейки и щупов. При неплоскостности поверхности более 0,08 мм или наличии на ней раковин поверхность обрабатывают до устранения дефекта.



При задирах или износе втулок под распределительный вал до диаметра более 54,05 мм втулки заменяют. Ослабление посадок втулок обнаруживают при легких ударах медным молотком. Этот дефект устраняют обработкой посадочных отверстий поп втулки до ремонтного размера 59,0 (+0,0 3 мм), а если диаметр отверстий больше указанного размера, блок бракуют.

При износе паза под выступ упорного полукольца задней опоры по ширине до размера более 14,2 мм блок бракуют. Торцевую поверхность задней опоры коленчатого вала под полукольца упорного подшипника, изношенную до размера менее 27,97 мм, обрабатывают до ремонтного размера 27,4 (—0,021 мм), а при размере менее 27,37 мм блок цилиндров бракуют.

При деформации или износе верхнего посадочного отверстия под гильзу цилиндра до диаметра более 137,58 мм, износе нижних посадочных поясков под гильзу до диаметра более 134,1 мм указанные поверхности обрабатывают до ремонтного размера: верхнее отверстие — до 138,5 (+0,04 мм), нижние пояски — до 135 (+0,04мм). При превышении размеров соответственно 138,58 и 135,1 мм блок цилиндров бракуют.

Гильзу цилиндра бракуют при наличии трещин или обломов, задиров и выбоин на посадочных поверхностях, рисках или задирах на рабочей поверхности, а также при износе: рабочей поверхности — до диаметра более 120,03 мм; верхнего посадочного пояска — до диаметра менее 137,40 мм; нижнего посадочного пояска — до диаметра менее 133,90 мм.

Крышку блока переднюю бракуют при наличии обломов и трещин, захватывающих поверхности под подшипник, манжету или масляные каналы, а также при износе отверстия под подшипник до диаметра более 110,05 мм.

Картер маховика бракуют при наличии обломов или трещин, а также износе отверстия под манжету до диаметра более 130,15 мм.

Маховик бракуют при наличии обломов или трещин на выступах и на зубчатом ободе, износе пазов под шипы ведущего и нажимного дисков сцепления до размера более 60,2 мм, износе отверстия под установочный штифт до диаметра более 12,18 мм. При местном износе, рисках, задирах на поверхности сопряжения с ведомым диском поверхность обрабатывают до устранения дефекта, не допуская увеличения высоты выступов над поверхностью более 78,0 мм. При невозможности устранения дефекта маховик бракуют.

Направляющую толкателей бракуют при наличии обломов или трещин, а также износе отверстия под толкатели до диаметра более 22,05 мм.



Рис. 5.28. Толкатель клапана

Толкатель клапана бракуют при наличии трещин или выкрашивания, износе стержня до диаметра d (рис. 5.28) менее 21,78 мм, неравномерном износе или выкрашивании рабочей поверхности. Размер а до шарика диаметром 17,463 мм должен быть не менее 24,3 мм.

Штангу толкателя проверяют на изгиб с помощью поверочной плиты и набора щупов. Допуск неплоскостности образующей стержня 0,6 мм. При большем изгибе деталь бракуют. Ослабление посадки наконечника в стержне штанги определяют от руки. При наличии дефекта следует обжать наконечник. Износ сферических поверхностей верхнего и нижнего наконечников проверяют на краску. Пятно контакта должно быть не менее 60 %. При меньшем пятне контакта сферические поверхности обрабатывают до устранения дефекта.

Распределительный вал бракуют при наличии обломов или трещин, а также биении средних опорных шеек относительно крайних более 0,035 мм.



Рис. 5.29. Схема измерения поверхностей кулачков распределительного вала

При размере а (рис. 5.29) кулачков менее 35,45 мм или размере b менее 44,00 мм распределительный вал бракуют. При износе опорных шеек до диаметра менее 53,88 мм их обрабатывают до ремонтного размера:
I — 53,75 (-0,085)(-0,105) мм;
II — 53,50 (-0,085)(-0,105)мм:
Ш-53,25 (-0,085)(-0,105)мм.

При диаметре опорных шеек менее 53,145 мм распределительный вал бракуют. При износе пятой опорной шейки до диаметра менее 41,92 мм ее обрабатывают до ремонтного размера 41,75 (-0,05)(-0,07), а при ее диаметре менее 41,68 мм распределительный вал бракуют. Его также бракуют при износе шейки под шестерню до диаметра менее 35,01 мм и износе шпоночного паза по ширине до размера менее 5,01 мм.

Корпус подшипника распределительного вала в сборе бракуют при наличии обломов или трещин и ослаблении посадки втулки, устанавливаемом при легких ударах медным молотком. При износе отверстия во втулке до диаметра более 42,02 мм ее заменяют и обрабатывают под начальный (42+ 0,015 мм) или ремонтный (41 +0,015 мм) размер в зависимости от размера шейки вала.

Шестерню распределительного вала бракуют при наличии выкрашивания рабочих поверхностей зубьев, износе зубьев по толщине до размера менее 4,35 мм, износе отверстия под шейку вала до диаметра более 35,01 мм. При износе шпоночного паза по ширине до размера более 5,10 мм фрезеруют новый паз под углом 180° к изношенному либо выбраковывают шестерню..

Коллектор выпускной бракуют при наличии обломов фланцев крепления или трещин. При износе отверстия под соединительную втулку до диаметра более 52,03 мм его обрабатывают до ремонтного размера 53 (+0,03)мм, при значении более 53,03 мм коллектор бракуют. Коробление поверхности фланца крепления трубы глушителя устанавливают на поверочной плите с помощью щупа. Допуск неплоскостности поверхности 0,12 мм. При большем значении поверхность обрабатывают до устранения дефекта.

Втулку соединительную выпускного коллектора бракуют при наличии обломов или трещин. При износе посадочных поверхностей втулки до диаметра менее 52,0 мм, а втулки ремонтного размера — до диаметра менее 53,00 мм втулку бракуют.

Патрубок выпускного коллектора бракуют при наличии обломов или трещин. При износе отверстия под втулку до диаметра более 52,07 мм его обрабатывают до ремонтного размера 53 (+0,046)мм, при значении более 53,07 мм патрубок бракуют.

Масляный поддон картера блока цилиндров восстанавливают сваркой при наличии пробоин или трещин и нарушении сварных соединений. Коробление поверхности прилегания к блоку цилиндров устанавливают на поверочной плите с помощью щупов. Допуск неплоскостности поверхности 2,0 мм. При большем значении, а также при наличии вмятин на стенках и перегородках поддон правят.

Шестерню ведущую привода распределительного вала в сборе с промежуточной шестерней бракуют при наличии выкрашивания рабочих поверхностей зубьев, износе зубьев по толщине до размера менее 4,35 мм (у обеих шестерен), износе посадочного отверстия под подшипник до диаметра более 62,05 мм. При ослаблении посадки шестерен, устанавливаемой при легких ударах медным молотком, шестерни бракуют.

Ось ведущей шестерни привода распределительного вала бракуют при наличии обломов или трещин и износе шейки под подшипник по наружному диаметру до размера менее 29,95 мм.

Вал ведомой шестерни привода ТНВД бракуют при наличии обломов или трещин, износе посадочных поверхностей под подшипники до размера менее 24,99 мм (наружного подшипника) и 34,99 мм (внутреннего), при задирах или износе шеек вала под сальники до диаметра менее 19,8 мм. При износе шпоночного паза по ширине до размера более 5,1 мм фрезеруют новый паз под углом 180° к изношенному либо выбраковывают вал. Износ конической поверхности определяют калибром с конусностью 1:5 при диаметре конуса 18 мм в плоскости А на длине b = 91 ± 0,23 мм (рис. 5.30).



Рис. 5.30. Схема измерения износа конической поверхности вала ведомой шестерни привода ТНВД

При смещении торца калибра относительно большого диаметра конуса более 1,5 мм вал бракуют.

Корпус переднего подшипника бракуют при наличии обломов или трещин, износе отверстия под подшипник до размера более 62,06 мм и износе наружной посадочной поверхности до диаметра менее 74,95 мм.

Корпус заднего подшипника бракуют при наличии обломов или трещин, износе отверстия под подшипник до размера более 72,06 мм и износе отверстия под манжету до диаметра более 42,1 мм.

Передний фланец ведущей полу муфты привода ТНВД бракуют при наличии обломов или трещин, износе отверстия под ведущую полумуфту до диаметра более 22,03 мм и износе шпоночного паза по ширине до размера более 5,1 мм.

Задний фланец ведущей полумуфты привода ТНВД бракуют при наличии обломов или трещин и износе шпоночного паза по ширине до размера более 5,1 мм.

Полумуфту ведущую привода ТНВД бракуют при наличии обломов или трещин и износе шейки под фланец ведущей полумуфты до диаметра менее 21,857 мм. При износе шпоночного паза по ширине до размера более 5,1 мм фрезеруют новый паз под углом 180° к изношенному либо выбраковывают полумуфту.

Коллектор впускной правый и левый бракуют при наличии обломов или трещин. Коробление сопрягаемых поверхностей устанавливают на поверочной плите с помощью щупов. Допуск неплоскостности поверхностей 0,15 мм. При большем значении поверхности обрабатывают до устранения дефекта, не допуская уменьшения толщины привалочных плоскостей до размера менее 8 мм. При невозможности устранения дефекта коллектор бракуют.

Патрубок соединительный впускных коллекторов бракуют при наличии обломов или трещин. Коробление поверхностей фланцев крепления патрубка к впускным коллекторам устанавливают с помощью металлической поверочной линейки и щупов. Допуск неплоскостности фланцев 0,15 мм. При большем значении фланцы обрабатывают до устранения дефекта, не допуская уменьшения размера а (рис. 5.31) до значения менее 66,0 мм. При невозможности устранения дефекта патрубок бракуют.



Рис. 5.31. Патрубок соединительный впускных коллекторов в сборе

Трубу водяную правую и левую бракуют при наличии обломов или трещин. Коробление поверхности прилегания к головкам цилиндров устанавливают на поверочной плите с помощью щупа. Допуск неплоскостности поверхностей 0,15 мм. При большем значении поверхности обрабатывают до устранения дефекта, не допуская уменьшения размера а (рис. 5.32) до значения менее 47 мм. При невозможности устранения дефекта трубу бракуют, как и при кавитационных разрушениях водоотводящих поясков, если размеры b и с менее 3,5 мм.



Рис. 5.32. Труба водяная

Патрубок водяной коробки бракуют при наличии обломов, трещин, а также раковин на внутренней поверхности и разрушении кромок патрубка, затрагивающих более половины толщины стенки. Коробление поверхности прилегания патрубка к водяной коробке устанавливают на поверочной плите с помощью щупа. Допуск неплоскостности поверхности 0,15 мм. При большем значении поверхность обрабатывают до устранения дефекта, не допуская уменьшения толщины прилива до размера менее 28,5 мм. При невозможности устранения дефекта патрубок бракуют.

Коробку водяную бракуют при наличии обломов и трещин. Коробление привалочной плоскости устанавливают на поверочной плите с помощью щупа. Допуск неплоскостности поверхности 0,1 мм. При большем значении привалочную плоскость обрабатывают до устранения дефекта, не допуская уменьшения её толщины до размера менее 6 мм. При невозможности устранения дефекта коробку бракуют.

Трубы перепускные (подводящую и соединительную) бракуют при наличии раковин на внутренней поверхности глубиной более 1,0 мм и кавитационных разрушениях: наружных посадочных поверхностей при разрушениях глубиной 0,1 мм на расстоянии 5 мм друг от друга; концевых поясков при разрушениях на длине 10 мм в двух местах по окружности.



Ремонт, обслуживание и устройство, дефектация и восстановление деталей двигателя автомобиля КАМАЗ.



НАЗАД.***ДАЛЬШЕ.