Техническое обслуживание систем питания двигателя.
Система питания двигателя воздухом необходима для забора воздуха из атмосферы, его очистки от пыли и распределения по цилиндрам. Атмосферный воздух, проходя через воздушный фильтр, очищается и распределяется впускными коллекторами по цилиндрам двигателя, где, входя в состав рабочей смеси, участвует в сгорании.
Образующиеся в процессе сгорания выхлопные газы проходят по выпускным коллекторам, приемным трубам глушителя и через глушитель выводятся в атмосферу. Часть газов проникает в картер двигателя через зазоры между зеркалом цилиндра и поршневыми кольцами. Они удаляются в атмосферу через сапун и вытяжную трубку за счет разности давлений в картере двигателя и атмосфере.
![](/i1/ris2.13.jpg)
Рис. 2.13. Установка воздушного фильтра на автомобиле КамАЗ-5320:
1 — хомут воздухозаборника; 2 — шайбы пружинные; 3 — гайки; 4 — воздухозаборник воздушного фильтра; 5 — пружина распорная; 6 — диск нажимной воздухозаборника; 7 — шланг соединительный; 8 — кронштейн крепле¬ния трубы нижний в сборе; 9 — амортизатор крепления трубы; 10 — втулка распорная амортизатора; 11, 12 — шайбы; 13 — кронштейн крепления трубы верхний в сборе; 14 — труба воздухозаборника; 15 — половина хомута задняя крепления трубы; 16 — болты; 17 — колпак трубы; 18 — половина хомута передняя крепления трубы; 19 — патрубок соединительный; 20 — прокладка; 21 —- насадок соединительного патрубка коллектора; 22 — пружина патрубка; 23 — труба, соединяющая воздухозаборник с воздушным фильтром; 24 — кронштейн крепления воз¬душного фильтра; 25 — патрубок выходной; 26,27 — половины хомута нижняя и верхняя крепления воздушного фильтра; 28 — фильтр воздушный в сборе; 29 — патрубок выходной воздушного фильтра; 30 — шланг угловой
В воздушный фильтр воздух подается через трубу 14 (рис. 2.13) воздухозаборника с колпаком 77 и сеткой. Внутрь воздухозаборника 4 вставлен нажимной диск б, служащий опорой для распорной пружины 5, которая обеспечивает герметичность соединения воздухозаборника через соединительный шланг 7 с трубой воздухозаборника при эксплуатационном положении кабины. Воздушный фильтр 28 автомобилей КамАЗ-5320 и 55102 крепится на левом лонжероне рамы. На остальных автомобилях воздушный фильтр размещен на кронштейне 14 (рис. 2.14), который закреплен на левой задней опоре силового агрегата.
![](/i1/ris2.14.jpg)
Рис. 2.14. Установка воздушного фильтра на автомобилях КамАЗ-5410 и КамАЗ-4310: 1 — корпус воздушного фильтра; 2 — труба воздухозаборника; 3 — кронштейн крепления трубы к кабине; 4 — колпак трубы; 5 — хомут крепления трубы к кронштейну; б — гайка, шайба пружинная крепления фланца насадка к впускному коллектору; 7 — насадок; 8 — патрубок соединительный; 9 — упор пружины; 10 — уплотнитель трубы;11 — хомут стяжной; 12 — прокладка; 13 — хомут крепления корпуса фильтра; 14 — кронштейн крепления корпуса фильтра
Воздушный фильтр устанавливаемый на автомобили с весны 1984 г., — двухступенчатый. Первая ступень очистки — моноциклон, собирающий пыль в бункер, вторая ступень — бумажный фильтрующий элемент.
![](/i1/ris2.15.jpg)
Фильтр состоит из корпуса 3 (рис. 2.15), фильтрующего элемента 5, крышки 7, крепящейся к корпусу тремя тягами с гайками. Прокладка 2 обеспечивает герметичность соединения. Во внутренней полости крышки сделана перегородка с щелью и заглушкой, образующая полость для сбора пыли (бункер). Фильтрующий элемент крепится в корпусе самостопорящейся гайкой 6. Поступающий в фильтр воздух проходит через пылеотбойник 4, приобретает вращательное движение в кольцевом зазоре между корпусом и фильтрующим элементом, и в результате действия центробежных сил частицы пыли, содержащиеся в засасываемом воздухе, отбрасываются к стенке корпуса и собираются в бункере. Затем предварительно очищенный воздух поступает в фильтрующий элемент, где происходит его окончательная очистка.
Впускные коллекторы закреплены на боковых поверхностях головок цилиндров со стороны развала и соединены с выпускными каналами головок цилиндров. Левый и правый впускные коллекторы связаны между собой патрубком, закрепленным на фланцах коллекторов болтами через уплотнительные резиновые прокладки.
![](/i1/ris2.16.jpg)
Рис. 2.16. Индикатор засоренности воздушного фильтра: 1 — диск; 2 — красный барабан
Индикатор засоренности воздушного фильтра (рис. 2.16) закреплен на левом впускном коллекторе. По мере засорения воздушного фильтра увеличивается степень разрежения во впускных трубопроводах двигателя и при достижении разрежения 7 кПа (0,07 кгс/см ) индикатор срабатывает (красный барабан закрывает окно индикатора и не возвращается после останова двигателя), что свидетельствует о необходимости обслуживания воздушного фильтра. При ТО-1000 проверяют состояние и крепление соединений воздушного тракта. Элементы воздушного тракта не должны иметь повреждений, сквозных отверстий и должны быть надежно закреплены. Проверяют состояние и крепление патрубка, рукава и стяжных хомутов тракта воздухоочистителя компрессора. Проводится проверка на герметичность системы питания воздухом (рис. 2.17, 2.18).
![](/i1/ris2.17.jpg)
Рис. 2.17. Схема проверки герметичности впускного тракта на автомобилях КамАЗ-5410, -4310 и-5511: 1 впускной коллектор двигателя; 2 — проверяемый участок впускного тракта двигателя; 3 — заглушка (приспособление для проверки герметичности впускного тракта); 4 — трубопровод к эжектору отсоса пыли; 5 — дымообразующий материал; б воздушный фильтр; 7 — манометр; 8 — шланг подвода сжатого водуха; 9 — устройство для регулирования давления воздуха (проверки герметичности при обслуживании)
![](/i1/ris2.18.jpg)
Рис. 2.18. Заглушка: 1 — уплотнительная прокладка, приклеена к торцу заглушки; 2 корпус заглушки; 3 — штуцер
Порядок проверки герметичности соединений на автомобиле КамАЗ-5320 следующий: снять крышку корпуса воздушного фильтра и вынуть фильтрующий элемент;
li «Авто-Стоффе» - ремонт переднего бампера
![](/i1/ris2.19.jpg)
Рис. 2.19. Схема проверки герметичности впускного тракта автомобиля КамАЗ-5320: 1 — переходник; 2 — регулятор давления; 3 — патрубок соединительный; 4 — воздушный фильтр; 5 — скоба с дымообразующим материалом; 6 — крышка; 7 — прокладка; 8 — заглушка скобы
вставить в корпус воздушного фильтра 4 (рис. 2.19) заглушку 8 (на рис. 2.19 изображен возможный вариант заглушки, отличающийся от представленного на рис. 2.18) для проверки герметичности воздушного тракта и закрепить ее гайкой с паронитовой или резиновой прокладкой 7; разместить дымообразующий материал (например промасленную ветошь) в скобе 5 горловины приспособления и зажечь его. При усилении дымообразо-вания вставить скобу с дымящимся материалом в горловину и плотно закрыть крышкой 6 заполнить систему воздухом. Источником сжатого воздуха могут служить ручной шинный насос, пневматическая система автомобиля или промышленная сеть сжатого воздуха давлением не более 0,8 МПа (8,0 кгс/см ). Сжатый воздух подводится через регулятор давления 2, который автоматически понижает давление до 0,01...0,02 МПа (0,1...0,2 кгс/см2), и соединительный патрубок 3. При отборе сжатого воздуха от ресиверов можно воспользоваться шлангом для накачки шин, присоединив его к регулятору давления 2 через переходник 1.
При проверке герметичности следует убедиться в том, что дым заполнил трубопроводы, для чего необходимо разгерметизировать впускной тракт, сняв индикатор засоренности воздушного фильтра со штуцера крепления. Если через 20...30 с дым начнет выходить из отверстия штуцера, то можно поставить индикатор на место.
Места неплотностей соединений определяют по выходящему дыму. Если дым не выходит в течение 3 мин, то впускной тракт герметичен. В противном случае необходимо подтяжкой или заменой элементов соединения устранить негерметичность впускного тракта.
По окончании проверки нужно установить фильтрующий элемент в корпус воздушного фильтра и закрыть крышку корпуса воздушного фильтра.