Техническое обслуживание систем питания двигателя.

Система питания двигателя воздухом необходима для забора воздуха из атмосферы, его очистки от пыли и распределения по цилиндрам. Атмосферный воздух, проходя через воздушный фильтр, очищается и распределяется впускными коллекторами по цилиндрам двигателя, где, входя в состав рабочей смеси, участвует в сгорании.



Образующиеся в процессе сгорания выхлопные газы проходят по выпускным коллекторам, приемным трубам глушителя и через глушитель выводятся в атмосферу. Часть газов проникает в картер двигателя через зазоры между зеркалом цилиндра и поршневыми кольцами. Они удаляются в атмосферу через сапун и вытяжную трубку за счет разности давлений в картере двигателя и атмосфере.



Рис. 2.13. Установка воздушного фильтра на автомобиле КамАЗ-5320:
1 — хомут воздухозаборника; 2 — шайбы пружинные; 3 — гайки; 4 — воздухозаборник воздушного фильтра; 5 — пружина распорная; 6 — диск нажимной воздухозаборника; 7 — шланг соединительный; 8 — кронштейн крепле¬ния трубы нижний в сборе; 9 — амортизатор крепления трубы; 10 — втулка распорная амортизатора; 11, 12 — шайбы; 13 — кронштейн крепления трубы верхний в сборе; 14 — труба воздухозаборника; 15 — половина хомута задняя крепления трубы; 16 — болты; 17 — колпак трубы; 18 — половина хомута передняя крепления трубы; 19 — патрубок соединительный; 20 — прокладка; 21 —- насадок соединительного патрубка коллектора; 22 — пружина патрубка; 23 — труба, соединяющая воздухозаборник с воздушным фильтром; 24 — кронштейн крепления воз¬душного фильтра; 25 — патрубок выходной; 26,27 — половины хомута нижняя и верхняя крепления воздушного фильтра; 28 — фильтр воздушный в сборе; 29 — патрубок выходной воздушного фильтра; 30 — шланг угловой

В воздушный фильтр воздух подается через трубу 14 (рис. 2.13) воздухозаборника с колпаком 77 и сеткой. Внутрь воздухозаборника 4 вставлен нажимной диск б, служащий опорой для распорной пружины 5, которая обеспечивает герметичность соединения воздухозаборника через соединительный шланг 7 с трубой воздухозаборника при эксплуатационном положении кабины. Воздушный фильтр 28 автомобилей КамАЗ-5320 и 55102 крепится на левом лонжероне рамы. На остальных автомобилях воздушный фильтр размещен на кронштейне 14 (рис. 2.14), который закреплен на левой задней опоре силового агрегата.



Рис. 2.14. Установка воздушного фильтра на автомобилях КамАЗ-5410 и КамАЗ-4310: 1 — корпус воздушного фильтра; 2 — труба воздухозаборника; 3 — кронштейн крепления трубы к кабине; 4 — колпак трубы; 5 — хомут крепления трубы к кронштейну; б — гайка, шайба пружинная крепления фланца насадка к впускному коллектору; 7 — насадок; 8 — патрубок соединительный; 9 — упор пружины; 10 — уплотнитель трубы;11 — хомут стяжной; 12 — прокладка; 13 — хомут крепления корпуса фильтра; 14 — кронштейн крепления корпуса фильтра

Воздушный фильтр устанавливаемый на автомобили с весны 1984 г., — двухступенчатый. Первая ступень очистки — моноциклон, собирающий пыль в бункер, вторая ступень — бумажный фильтрующий элемент.



Фильтр состоит из корпуса 3 (рис. 2.15), фильтрующего элемента 5, крышки 7, крепящейся к корпусу тремя тягами с гайками. Прокладка 2 обеспечивает герметичность соединения. Во внутренней полости крышки сделана перегородка с щелью и заглушкой, образующая полость для сбора пыли (бункер). Фильтрующий элемент крепится в корпусе самостопорящейся гайкой 6. Поступающий в фильтр воздух проходит через пылеотбойник 4, приобретает вращательное движение в кольцевом зазоре между корпусом и фильтрующим элементом, и в результате действия центробежных сил частицы пыли, содержащиеся в засасываемом воздухе, отбрасываются к стенке корпуса и собираются в бункере. Затем предварительно очищенный воздух поступает в фильтрующий элемент, где происходит его окончательная очистка.

Впускные коллекторы закреплены на боковых поверхностях головок цилиндров со стороны развала и соединены с выпускными каналами головок цилиндров. Левый и правый впускные коллекторы связаны между собой патрубком, закрепленным на фланцах коллекторов болтами через уплотнительные резиновые прокладки.



Рис. 2.16. Индикатор засоренности воздушного фильтра: 1 — диск; 2 — красный барабан

Индикатор засоренности воздушного фильтра (рис. 2.16) закреплен на левом впускном коллекторе. По мере засорения воздушного фильтра увеличивается степень разрежения во впускных трубопроводах двигателя и при достижении разрежения 7 кПа (0,07 кгс/см ) индикатор срабатывает (красный барабан закрывает окно индикатора и не возвращается после останова двигателя), что свидетельствует о необходимости обслуживания воздушного фильтра. При ТО-1000 проверяют состояние и крепление соединений воздушного тракта. Элементы воздушного тракта не должны иметь повреждений, сквозных отверстий и должны быть надежно закреплены. Проверяют состояние и крепление патрубка, рукава и стяжных хомутов тракта воздухоочистителя компрессора. Проводится проверка на герметичность системы питания воздухом (рис. 2.17, 2.18).



Рис. 2.17. Схема проверки герметичности впускного тракта на автомобилях КамАЗ-5410, -4310 и-5511: 1 впускной коллектор двигателя; 2 — проверяемый участок впускного тракта двигателя; 3 — заглушка (приспособление для проверки герметичности впускного тракта); 4 — трубопровод к эжектору отсоса пыли; 5 — дымообразующий материал; б воздушный фильтр; 7 — манометр; 8 — шланг подвода сжатого водуха; 9 — устройство для регулирования давления воздуха (проверки герметичности при обслуживании)



Рис. 2.18. Заглушка: 1 — уплотнительная прокладка, приклеена к торцу заглушки; 2 корпус заглушки; 3 — штуцер

Порядок проверки герметичности соединений на автомобиле КамАЗ-5320 следующий: снять крышку корпуса воздушного фильтра и вынуть фильтрующий элемент;

li «Авто-Стоффе» - ремонт переднего бампера



Рис. 2.19. Схема проверки герметичности впускного тракта автомобиля КамАЗ-5320: 1 — переходник; 2 — регулятор давления; 3 — патрубок соединительный; 4 — воздушный фильтр; 5 — скоба с дымообразующим материалом; 6 — крышка; 7 — прокладка; 8 — заглушка скобы

вставить в корпус воздушного фильтра 4 (рис. 2.19) заглушку 8 (на рис. 2.19 изображен возможный вариант заглушки, отличающийся от представленного на рис. 2.18) для проверки герметичности воздушного тракта и закрепить ее гайкой с паронитовой или резиновой прокладкой 7; разместить дымообразующий материал (например промасленную ветошь) в скобе 5 горловины приспособления и зажечь его. При усилении дымообразо-вания вставить скобу с дымящимся материалом в горловину и плотно закрыть крышкой 6 заполнить систему воздухом. Источником сжатого воздуха могут служить ручной шинный насос, пневматическая система автомобиля или промышленная сеть сжатого воздуха давлением не более 0,8 МПа (8,0 кгс/см ). Сжатый воздух подводится через регулятор давления 2, который автоматически понижает давление до 0,01...0,02 МПа (0,1...0,2 кгс/см2), и соединительный патрубок 3. При отборе сжатого воздуха от ресиверов можно воспользоваться шлангом для накачки шин, присоединив его к регулятору давления 2 через переходник 1.

При проверке герметичности следует убедиться в том, что дым заполнил трубопроводы, для чего необходимо разгерметизировать впускной тракт, сняв индикатор засоренности воздушного фильтра со штуцера крепления. Если через 20...30 с дым начнет выходить из отверстия штуцера, то можно поставить индикатор на место.

Места неплотностей соединений определяют по выходящему дыму. Если дым не выходит в течение 3 мин, то впускной тракт герметичен. В противном случае необходимо подтяжкой или заменой элементов соединения устранить негерметичность впускного тракта.

По окончании проверки нужно установить фильтрующий элемент в корпус воздушного фильтра и закрыть крышку корпуса воздушного фильтра.

НАЗАД.***ДАЛЬШЕ.