Система смазки двигателя

Система смазки двигателя (рис. 2-12) смешанная — под давлением и разбрызгиванием.

Рис. 2-12. Схема системы смазки:

1 — центробежный маслоочиститель; 2 — топливный насос высокого давления; 3 — масляный фильтр турбокомпрессора; 4 — маслозаливная горловина; 5 — центральный масляный канал; 6 — дифференциальный клапан; 7 — направление движения масла к масляному радиатору; 8 — предохранительный клапан радиаторной секции; 9 — маслозаборник масляного насоса; 10 — редукционный клапан; 11 — направление движения масла из радиатора в поддон; 12 — масляный насос; 13 — перепускной клапан масляного фильтра; 14 — фильтр грубой очистки масла;
А — высокое давление; Б — засасывание масла; В — слив и смазывание разбрызгиванием; Г — масляные каналы коленчатого вала.

Под давлением смазывают коренные и шатунные подшипники, поршневые пальцы, подшипники распределительного вала, втулки коромысел, втулки толкателей, наконечники штанг толкателей, подшипники масляного насоса и его привода;

разбрызгиванием смазывают зеркало гильз цилиндров, кулачки распределительного вала, шестерни приводов агрегатов и подшипники качения.

Рис. 2-13. Масляный насос:
1 — проставка корпусов секций насоса; 2 — ось ведомых шестерен основной и радиаторной секций; 3 — корпус основной секции насоса; 4 — ведомая шестерня основной секции; 5 — редук- ционный клапан; 6 — регулировочная шайба; 7 — ведущая шестерня основной секции; 8 — ведущий валик основной и радиаторной секций; 9 — ведомая шестерня привода насоса; 10 — ось промежуточной шестерни; 11 — промежуточная шестерня; 12 — упорный фланец; 13 — втулка; 14 — установочная втулка корпуса секций; 15 — ведущая шестерня радиаторной секции; 16 — корпус радиаторной секции; 17 — ведомая шестерня радиаторной секции; 18 — предохранительный клапан; 19 — стопорный шарик

Масляный насос. Этот насос (рис. 2-13) шестеренного типа, установлен на передней крышке коренного подшипника и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню; состоит из двух секций — основной и радиаторной.

Основная (нагнетательная) секция насоса подает масло в основную масляную магистраль через последовательно включенный фильтр грубой очистки 14 (см. рис. 2-12).

Рис. 2-14. Фильтр грубой очистки масла:

1 — корпус фильтра; 2 — пробка сливного отверстия; 3 — прокладка колпака; 4 — прокладка филь- трующего элемента; 5 — фильтрующий элемент; 6 — нижняя крышка фильтрующего элемента; 7 — колпак фильтра; 8 — верхняя крышка фильтрующего элемента; 9 — стержень фильтра; 10 — пружина; 11 — болт крепления колпака; 12 — перепускной клапан; 13 — пружина клапана; 14 — пружина сигнализатора; 15 — корпус сигнализатора; 16 — подвижный контакт; 17 — прокладка пробки клапана; 18 — пробка клапана; 19 — регулировочная шайба пружины клапана; 20 — клемма сигнализатора; 21 — неподвижный контакт

В корпусе фильтра грубой очистки установлен перепускной клапан 12 (рис. 2-14), который при разности давлений до и после фильтра, равной 180-230 кПа (1,8-2,3 кгс/см2) (при загрязнении элемента фильтра), открывается, и часть неочищенного масла, минуя фильтр, поступает в масляную магистраль.

К моменту начала открытия перепускного клапана 12 произойдет замыкание контактов сигнализатора; в этот момент в кабине загорается сигнальная лампа.

После фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда по каналам в блоке цилиндров к подшипникам коленчатого и распределительного валов.

От подшипников коленчатого вала через систему каналов в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов.

От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в канал оси толкателей и оттуда по каналам в толкателях, по полым штангам и сверлениям коромысел — ко всем трущимся парам привода клапанов.

Рис. 2-15. Масляный фильтр турбокомпрессора:

1 — болт крепления корпуса; 2 — прокладка; 3 — крышка фильтра; 4 — прокладка корпуса; 5 — фиксатор элемента; 6 — стержень; 7 — корпус; 8 — фильтрующий элемент; 9 — уплотнительная чашка; 10 — уплотнительное кольцо; 11 — пружина; 12 — сливная пробка

Из центрального масляного канала по наружной трубке масло поступает к подшипникам турбокомпрессора через дополнительный фильтр тонкой очистки (рис. 2-15), который на безнад- дувных двигателях ЯМЗ-236М2 и -238М2 отсутствует.

После фильтра грубой очистки параллельно основной масляной магистрали включен центробежный маслоочиститель 1 (см. рис. 2-12), который пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Очищенное масло сливается в поддон.

Нагнетательная секция масляного насоса снабжена редукционным клапаном 10 (см. рис. 2-12), перепускающим масло в поддон при давлении на выходе из насоса более 700- 800 кПа (7-8 кгс/см2).

В корпусе радиаторной секции насоса установлен предохранительный клапан 8, отрегулированный на давление 100-130 кПа (1,0-1,3 кгс/см2).

Для стабилизации давления в систему смазки включен дифференциальный клапан 6, отрегулированный на начало открытия при давлении 520-560 кПа (5,2- 5,6 кгс/см2).

Рис. 2-16. Центробежный маслоочиститель:

1 — колпак фильтра; 2 — шайба; 3 — колпачковая гайка; 4 — гайка крепления ротора; 5 — упорная шайба; 6 — гайка ротора; 7 — шайба; 8 — сетка; 9,16- втулки ротора; 10 — колпак ротора; 11 — ротор; 12 — заборная трубка; 13 — отражатель; 14 — уплотнительное кольцо; 15 — прокладка колпака; 17 — стопорное кольцо; 18 — подшипник; 19 — ось ротора; 20 — корпус фильтра; 21 — штифт; 22 — сопло ротора

Центробежный маслоочиститель (центрифуга). Ротор 11 (рис. 2-16) приводится во вращение реактивным моментом, создаваемым маслом, вытекающим с большей скоростью из сопел 22.

При вращении ротора механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к внутренней полости колпака 10, образуя плотный осадок, удаляемый при разборке центрифуги. Очищенное масло сливается в картер двигателя.

Масляный радиатор. Он трубчатый, воздушного охлаждения, расположен перед радиатором водяного охлаждения. Его включают при температуре окружающей среды +15 °С и выше, открывая краник, расположенный на левой стороне блока цилиндров.

В тяжелых условиях эксплуатации масляный радиатор следует включать при более низкой температуре окружающей среды. Во всех других случаях он должен быть выключен.

Оцените статью
Добавить комментарий