Подвеска, устройство, ремонт
Подвеска
Рис. 4-2. Подвеска передняя:
1 - накладное ушко рессоры, 2 - рессора, 3 - рычаг, 4,8- кронштейны; 5, 7 - пальцы, 6 - вал стабилизатора поперечной устойчивости; 9 - стремянка; 10 - упор буфера; 11 - буфер, 12 - амортизатор, 13 - гайка, 14 вкладыш, 15 - подушка; 16 - гайка; 17 - клин
Устройство. На переднем конце коренного листа рессоры установлено накладное ушко 1 (рис. 4-2). Оно крепится так, как показано на рис. 4-3.
Рис. 4-3. Крепление ушка рессор:
1 - болт, 2 - ушко, 3 - втулка ушка, 4 - стремянка, 5 - гайка, 6 - накладка, 7 - гайка
В подвеске установлены гидравлические амортизаторы двустороннего действия телескопического типа (рис. 4-4).
Рис. 4-4. Амортизатор:
1 - верхняя головка, 2 - защитный кожух, 3- гайка, 4 - сальник, 5 - уплотнительное кольцо, 6 - корпус сальника, 7 - шток, 8 - поршень, 9 - поршневое кольцо; 10 - гайка, 11, 19 - пружина; 12, 15 - нажимные диски; 13 - опорная шайба; 14 - крышка; 16 - нижняя головка, 17 - корпус клапана сжатия; 18, 21 - клапанные диски; 20 - стопорное кольцо; 22 - цилиндр, 23 - корпус
Задняя подвеска рессорно-балансирного типа автомобилей МАЗ-64229, -6303, -5516 (рис. 4-5). Задние мосты шарнирно связаны с рамой при помощи шести реактивных штанг, воспринимающих усилия от реактивного и тормозного моментов и передающих толкающие усилия.
Рис. 4-5. Задняя подвеска автомобилей МАЗ-64229, -5516, -6303:
1 - опора, 2, 16 - реактивные штанги; 3 - рессора, 4 - стремянки; 5 - балансир; 6 - упорное кольцо; 7 - кольцевая гайка, 8 - стопорная шайба; 9 - замковая шайба; 10 - контргайка; 11 - ось балансира; 12 - сальник; 13, 17, 18 - гайки, 14 - кронштейн; 15 - стяжка
Устройство задней подвески автомобилей МАЗ-54323, -53363, -53366, -5551, -5337, -53371 показана на рис. 4-6.
Рис. 4-6. Задняя подвеска автомобилей МАЗ-54323, -53363, -53366, -5551 -5337 -53371:
1 - накладное ушко рессоры, 2-рессора, 3- дополнительная рессора; 4 -балка заднего моста 5 стремянка; 6 - накладка рессоры, 7 гайка, 8 - вал стабилизатора поперечной устойчивости,9, 12 - кронштейны, 10 - палец, 11 - рычаг
Уход за подвеской.
Необходимо своевременно смазывать пальцы крепления рессор и проверять их крепление.
Необходимо также проверять взаимное расположение листов рессор, так как их продольный сдвиг может свидетельствовать о срезе центрового болта. Для предупреждения среза центровых болтов своевременно подтягивайте стремянки рессор: передних при выпрямленных рессорах моментом 440-490 Н-м (45-50 кгс-м), задних на нагруженном автомобиле - моментом 686-784 Н-м (70-80 кгс-м) для трехосных автомобилей и моментом 588-637 Н-м (60-65 кгс-м) для двухосных.
Болт 1 крепления ушка (см. рис. 4-3) должен быть затянут моментом 245-314 Н-м (25-32 кгс-м), гайка 5 стремянки 4 крепления ушка - моментом 196-216 Н-м (20-22 кгс-м).
В задней подвеске при техническом обслуживании проверьте затяжку всех болтовых соединений.
Особенно необходимо следить за креплением кронштейнов к раме автомобиля и затяжкой стремянок, а также за соединением шарниров реактивных штанг и гаек крепления стяжки 15 (см. рис. 4-5).
Момент затяжки гаек стяжки 393-434 Ч-м (40-44 кгс-м), гаек крепления кронштейнов балансира и гаек крепления штанг - 440-490 Н-м (45-50 кгс-м).
После пробега 1 тыс. км с начала эксплуатации подтяните гайки 18 крепления кронштейнов к раме. В дальнейшем проверяйте затяжку указанных гаек при каждом ТО-1 моментом 440-490 Н-м (45-50 кгс-м).
Перед установкой балансира 5 на ось 11 его внутренние поверхности очистите от грязи и смажьте согласно карте смазки. При установке балансира необходимо обеспечить сохранность сальника 12. При установке балансира затяните гайку 7 моментом 140-200 Н-м (14-20 кгс-м) и отпустите на 1/8 оборота. После этого установите стопорную 8 и замковую 9 шайбы, контргайку 10 и крыши балансира с прокладкой заливным отверстием вверх.
После затяжки болтов крышек залейте в балансир смазочный материал до уровня заливного отверстия и заверните пробку.
Размеры деталей задней подвески приведены в табл. 4-1.