Устройство сцепления и привода.

СЦЕПЛЕНИЕ И ЕГО ПРИВОД. Схемы, таблицы, рисунки...

Устройство.

Устанавливаемое на автомобили МАЗ сцепление (рис. 3-1) двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением цилиндрических пружин находится в литом чугунном картере.



Рис. 3-1. Сцепление:

1 - отжимная пружина; 2 - шток; 3 - разрезное кольцо; 4 - упорная плашка; 5 - оттяжной рычаг; 6 - вилка оттяжного рычага; 7 - регулировочная гайка; 8 - опорная пластина; 9 - стопорная планка; 10 - пружина оттяжного рычага; 11 - муфта выключения сцепления; 12 - шланг подачи смазочного материала; 13 - вилка выключения сцепления; 14 - упорное кольцо; 15 - вал вилки выключения сцепления; 16 - рычаг вала вилки; 17 - палец; 18 - крышка люка; 19 - кожух сцепления; 20 - нажимная пружина; 21 - термоизолирующая прокладка; 22 - нажимной диск; 23 - крышка люка картера маховика; 24 - маховик; 25 - ведомые диски; 26 - средний ведущий диск; 27 - упорный штифт; 28 - ступица; 29 - стяжной болт; 30 - пружина демпфера; А - зазор между упорным кольцом и муфтой выключения сцепления; Б - контрольный размер; В - ход муфты выключения сцепления





На шестицилиндровых двигателях применяется сцепление ЯМЗ-236К, на восьмицилиндровых - ЯМЗ-238 или -238Н, отличающиеся лишь нажимным усилием в связи с разным числом нажимных пружин.

Нажимной 22 и средний ведущий 26 диски сцепления имеют на наружной поверхности четыре равномерно расположенных по окружности обработанных шипа, которые входят в пазы на маховике 24. Это дает возможность дискам перемещаться в осевом направлении и одновременно передавать крутящий момент от маховика к нажимному 22 и среднем ведущему 26 дискам.

На нажимной диск 22 постоянно действуют нажимные пружины 20, опирающиеся другим концом на кожух 19.

Ведомые диски 25 установлены на шлицах ведущего вала основной коробки передач. Они состоят из ступицы, диска с фрикционными накладками и гасителя крутильных колебаний.

Гаситель предохраняет сцепление от воздействия крутильных колебаний, передающихся от коленчатого вала двигателя, а также обеспечивает более плавное включение сцепления и создает благоприятные условия для работы зубчатых зацеплений передач.

Гарантированные зазоры между ведомыми дисками и поверхностями трения маховика, среднего ведущего и нажимного дисков при выключении сцепления по мере износа накладок обеспечиваются специальным механизмом автоматической регулировки отхода среднего диска.

Этот механизм состоит из штоков 2, закрепленных в каждом из четырех шипов среднего ведущего диска, разрезных колец 3, для перемещения которых по штоку необходимо определенное усилие, и упорных планок 4, которые крепятся с кожухом сцепления к маховику болтами.

При выключении сцепления нажимной диск 22 отходит назад не менее чем на 2 мм и освобождает второй ведомый диск 25.

Средний ведущий диск 26 под действием пружин 1 также отходит назад до упора кольца 3 в планку 4 на (1,2±0,1) мм, освобождая первый ведомый диск 25.

Выключающее устройство сцепления состоит из четырех оттяжных рычагов 5, которые пальцами соединяются с нажимным диском и вилкой 6. С помощью пружины 10 оттяжные рычаги прижимаются к упорному кольцу 14.

Муфта 11 выключения сцепления свободно надета на втулку, которая одновременно является и крышкой подшипника ведущего вала основной коробки передач.

На переднюю проточку муфты запрессован специальный упорный шарикоподшипник. При выключенном сцеплении между упорным подшипником и кольцом 14 должен быть зазор 3,1-4,1 мм, который обеспечивается регулировкой положения вилки выключения сцепления. Отсутствие этого зазора приводит к неполному включению сцепления.

Вилка выключения сцепления неподвижно закреплена на валу 15, выходной конец которого имеет мелкие сцепления, остроугольные шлицы, на которые надевается рычаг 16 вала вилки выключения сцепления.

Назад*** Дальше