СИСТЕМА СМАЗКИ.

Устройство. Система смазки двигателя

Система смазки двигателя (рис. 2-12) смешанная - под давлением и разбрызгиванием.



Рис. 2-12. Схема системы смазки:

1 - центробежный маслоочиститель; 2 - топливный насос высокого давления; 3 - масляный фильтр турбокомпрессора; 4 - маслозаливная горловина; 5 - центральный масляный канал; 6 - дифференциальный клапан; 7 - направление движения масла к масляному радиатору; 8 - предохранительный клапан радиаторной секции; 9 - маслозаборник масляного насоса; 10 - редукционный клапан; 11 - направление движения масла из радиатора в поддон; 12 - масляный насос; 13 - перепускной клапан масляного фильтра; 14 - фильтр грубой очистки масла;
А - высокое давление; Б - засасывание масла; В - слив и смазывание разбрызгиванием; Г - масляные каналы коленчатого вала.





Под давлением смазывают коренные и шатунные подшипники, поршневые пальцы, подшипники распределительного вала, втулки коромысел, втулки толкателей, наконечники штанг толкателей, подшипники масляного насоса и его привода;

разбрызгиванием смазывают зеркало гильз цилиндров, кулачки распределительного вала, шестерни приводов агрегатов и подшипники качения.



Рис. 2-13. Масляный насос:
1 - проставка корпусов секций насоса; 2 - ось ведомых шестерен основной и радиаторной секций; 3 - корпус основной секции насоса; 4 - ведомая шестерня основной секции; 5 - редук- ционный клапан; 6 - регулировочная шайба; 7 - ведущая шестерня основной секции; 8 - ведущий валик основной и радиаторной секций; 9 - ведомая шестерня привода насоса; 10 - ось промежуточной шестерни; 11 - промежуточная шестерня; 12 - упорный фланец; 13 - втулка; 14 - установочная втулка корпуса секций; 15 - ведущая шестерня радиаторной секции; 16 - корпус радиаторной секции; 17 - ведомая шестерня радиаторной секции; 18 - предохранительный клапан; 19 - стопорный шарик

Масляный насос. Этот насос (рис. 2-13) шестеренного типа, установлен на передней крышке коренного подшипника и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню; состоит из двух секций - основной и радиаторной.

Основная (нагнетательная) секция насоса подает масло в основную масляную магистраль через последовательно включенный фильтр грубой очистки 14 (см. рис. 2-12).



Рис. 2-14. Фильтр грубой очистки масла:

1 - корпус фильтра; 2 - пробка сливного отверстия; 3 - прокладка колпака; 4 - прокладка филь- трующего элемента; 5 - фильтрующий элемент; 6 - нижняя крышка фильтрующего элемента; 7 - колпак фильтра; 8 - верхняя крышка фильтрующего элемента; 9 - стержень фильтра; 10 - пружина; 11 - болт крепления колпака; 12 - перепускной клапан; 13 - пружина клапана; 14 - пружина сигнализатора; 15 - корпус сигнализатора; 16 - подвижный контакт; 17 - прокладка пробки клапана; 18 - пробка клапана; 19 - регулировочная шайба пружины клапана; 20 - клемма сигнализатора; 21 - неподвижный контакт

В корпусе фильтра грубой очистки установлен перепускной клапан 12 (рис. 2-14), который при разности давлений до и после фильтра, равной 180-230 кПа (1,8-2,3 кгс/см2) (при загрязнении элемента фильтра), открывается, и часть неочищенного масла, минуя фильтр, поступает в масляную магистраль.

К моменту начала открытия перепускного клапана 12 произойдет замыкание контактов сигнализатора; в этот момент в кабине загорается сигнальная лампа.

После фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда по каналам в блоке цилиндров к подшипникам коленчатого и распределительного валов.

От подшипников коленчатого вала через систему каналов в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов.

От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в канал оси толкателей и оттуда по каналам в толкателях, по полым штангам и сверлениям коромысел - ко всем трущимся парам привода клапанов.



Рис. 2-15. Масляный фильтр турбокомпрессора:

1 - болт крепления корпуса; 2 - прокладка; 3 - крышка фильтра; 4 - прокладка корпуса; 5 - фиксатор элемента; 6 - стержень; 7 - корпус; 8 - фильтрующий элемент; 9 - уплотнительная чашка; 10 - уплотнительное кольцо; 11 - пружина; 12 - сливная пробка

Из центрального масляного канала по наружной трубке масло поступает к подшипникам турбокомпрессора через дополнительный фильтр тонкой очистки (рис. 2-15), который на безнад- дувных двигателях ЯМЗ-236М2 и -238М2 отсутствует.

После фильтра грубой очистки параллельно основной масляной магистрали включен центробежный маслоочиститель 1 (см. рис. 2-12), который пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Очищенное масло сливается в поддон.

Нагнетательная секция масляного насоса снабжена редукционным клапаном 10 (см. рис. 2-12), перепускающим масло в поддон при давлении на выходе из насоса более 700- 800 кПа (7-8 кгс/см2).

В корпусе радиаторной секции насоса установлен предохранительный клапан 8, отрегулированный на давление 100-130 кПа (1,0-1,3 кгс/см2).

Для стабилизации давления в систему смазки включен дифференциальный клапан 6, отрегулированный на начало открытия при давлении 520-560 кПа (5,2- 5,6 кгс/см2).



Рис. 2-16. Центробежный маслоочиститель:

1 - колпак фильтра; 2 - шайба; 3 - колпачковая гайка; 4 - гайка крепления ротора; 5 - упорная шайба; 6 - гайка ротора; 7 - шайба; 8 - сетка; 9,16- втулки ротора; 10 - колпак ротора; 11 - ротор; 12 - заборная трубка; 13 - отражатель; 14 - уплотнительное кольцо; 15 - прокладка колпака; 17 - стопорное кольцо; 18 - подшипник; 19 - ось ротора; 20 - корпус фильтра; 21 - штифт; 22 - сопло ротора

Центробежный маслоочиститель (центрифуга). Ротор 11 (рис. 2-16) приводится во вращение реактивным моментом, создаваемым маслом, вытекающим с большей скоростью из сопел 22.

При вращении ротора механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к внутренней полости колпака 10, образуя плотный осадок, удаляемый при разборке центрифуги. Очищенное масло сливается в картер двигателя.

Масляный радиатор. Он трубчатый, воздушного охлаждения, расположен перед радиатором водяного охлаждения. Его включают при температуре окружающей среды +15 °С и выше, открывая краник, расположенный на левой стороне блока цилиндров.

В тяжелых условиях эксплуатации масляный радиатор следует включать при более низкой температуре окружающей среды. Во всех других случаях он должен быть выключен.

Назад*** Дальше