Ремонт. Разборка коробки передач ЯМЗ -238А.
Разборка коробки передач ЯМЗ -238А.
Коробку передач следует разбирать в следующей последовательности:
- отсоединить от воздухораспределителя воздуховоды;
- снять верхнюю крышку 4 (см. рис. 3-5) дополнительной коробки с механизмом управления в сборе;
Рис. 3-5. Коробка передач ЯМЗ-238А:
А - основная коробка; Б - дополнительная коробка; В - предохранитель включения заднего хода; Г - разрез по фиксаторам и замкам штоков в основной коробке; Д - стопорное устройство для выключения дополнительной коробки при буксировке автомобиля; Е - датчик сигнализатора включения дополнительной коробки; 1 - первичный вал; 2 - крышка первичного вала; 3 - картер сцепления; 4 - верхняя крышка основной коробки; 5 - вторичный вал основной коробки; 6 - сапун; 7 - воздухораспределитель; 8 - воздухопроводы; 9 - стопорный болт для выключения дополнительной коробки при буксировке автомобиля; 10 - вилка; 11 - шестерня вторичного вала дополнительной коробки; 12 - верхняя крышка дополнительной коробки; 13 - шток; 14 - пневматический цилиндр; 15 - вторичный вал дополнительной коробки; 16 - фланец крепления карданного вала; 17 - крышка подшипника промежуточного вала; 18 - картер дополнительной коробки; 19 - промежуточный вал дополнительной коробки;20 - большой синхронизатор; 21 - малый синхронизатор; 22 - шестерня понижающей передачи; 23 - картер основной коробки; 24 - каретка включения заднего хода; 25 - шестерня заднего хода; 26 - промежуточный вал основной коробки; 27 - шестерня 1-Й передачи; 28 - синхронизатор включения 1 -й-2-и передач 29 - заборник масляного насоса; 30 - шестерня 1-й передачи; 31 - шестерня 4-й передачи; 32 - шестерня отбора мощности; 33 - шестерня привода про межуточного вала; 34 - масляный насос; 35 - выключатель; 36 - синхронизатор включения З-й-4-й передач; 37 - шток вилки переключения заднего хода;38 - предохранитель включения заднего хода; 39 - шток вилки переключения 3-Й-4-Й передач; 40 - шток вилки переключения 1-й-2-й передач
- расшплинтовать и вывернуть три стопорных болта на обойме малого синхронизатора 21 дополнительной коробки;
- снять малый синхронизатор со вторичного вала 5 основной коробки;
- отвернуть гайки крепления картера 18 дополнительной коробки к картеру 23 основной коробки передач;
- отсоединить дополнительную коробку от основной коробки передач;
-снять фланец 16 крепления карданного вала 15, крышку вторичного вала, червяк привода спидометра, шариковый подшипник задней опоры, роликовый подшипник передней опоры, каретку синхронизатора и извлечь вал вместе с роликовым подшипником задней опоры
Дальнейшая разборка дополнительной коробки передач сложности не представляет. Валы из картера коробки необходимо вынимать в сборе.
Для разборки основной коробки передач сначала необходимо снять стопорное кольцо подшипника вторичного вала, затем с помощью болтов-съемников - центрирующее кольцо подшипника вторичного вала.
Валы из картера основной коробки передач необходимо вынимать в сборе.
После разборки узла коробки детали нужно промыть в керосине или дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом.
Наружным осмотром выявить трещины, обломы, срывы резьбы, выкрашивание и обломы зубьев шестерен и другие дефекты. Шестерни подлежат замене в случае наличия трещин или обломов зубьев, а также их повышенного износа.
Наиболее быстро изнашиваемый узел коробки передач - синхронизатор, у которого возможны такие дефекты, как ослабление посадки штифтов муфты на каретке, износ конусных колец, зубьев кареток и шлицевых отверстий.
При ослаблении муфты на каретке синхронизатора негодные штифты высверливают и на их место вставляют новые с обваркой латунью. Место заварки зачищают.
После замены вышедших из строя деталей собирают коробку передач в обратном порядке.
При установке коробки передач на автомобиль рекомендуется пользоваться подъемниками или специальными подставками во избежание поломки или изгиба ведомых дисков сцепления.
После установки коробки передач проводят регулировку ее привода.