Средний ведущий мост МАЗ-64229. -6303. -5516

Средний мост.



Мост состоит из центрального редуктора (рис. 3-18) и планетарных колесных передач, размещенных в ступицах колес.



Рис. 3-18. Редуктор среднего моста:

1, 12 - сателлиты; 2, 47- опорные шайбы; 3 - ведущая шестерня; 4, 27 - распорные втулки; 5 - регулировочная прикладка; 6, 22, 42 - регулировочные шайбы, 7, 36 - стаканы подшипников, 8, 13, 14, 31, 37, 48 - подшипники; 9 - картер шестерен; 10 - ведомая шестерня; 11, 18, 50 - гайки, 15, 38, 49 - крышки; 16, 40 - сальники, 17, 41 - фланцы, 19 - муфта блокировки межосевого дифференциала; 20 - выключатель; 21 - цилиндр блокировки межосевого дифференциала; 23 - вилка, 24 - упорная шайба; 25 - стопорное кольцо; 26 - ведущая шестерня, 28, 45 - крестовины дифференциалов, 29 - межосевой дифференциал; 30 - вал привода мостов, 32 - цилиндр механизма блокировки межколесного дифференциала; 33 - вал привода заднего моста, 34 - муфта блокировки межколесного дифференциала, 35, 52 - полуоси, 39 - болт; 43 - ведомая шестерня; 44 - межколесный дифференциал, 46 - шестерня полуоси; 51 - стопор гайки

Межколесный дифференциал и колесная передача среднего моста максимально унифицированы с аналогичными узлами заднего моста.

Межколесный дифференциал может иметь механизм для принудительной блокировки.

Привод блокировки

механизма межколесного и межосевого дифференциалов электропневматический. Блокировку дифференциалов следует включать при преодолении скользких участков дороги и выключать ее при крутых поворотах на таких участках дороги. Блокированное положение дифференциала контролируется контрольной лампой.

Регулировка центрального редуктора.

Регулировку проводите при снятом редукторе в следующей последовательности:

- отрегулируйте натяг конических подшипников ведущей конической шестерни;

- отрегулируйте подшипники дифференциала;

- отрегулируйте зацепление конических шестерен по пятну контакта и боковому зазору. После этого подрегулируйте подшипники дифференциала.



Рис. 3-15. Редуктор заднего моста:

1 - ведомая шестерня; 2 - регулировочные прокладки; 3, 13, 18- подшипники; 4, 5 - сальники; б - фланец; 7 - гайка; 8 - уплотнительное кольцо; 9 - крышка, 10 - болт; 11 - прокладка; 12 - стакан подшипников, 14 - ведущая шестерня, 15 - сателлит; 16, 23 - чашки дифференциала, 17 - гайка; 19 - крышка подшипника, 20 - крестовина, 21 - шестерня полуоси; 22 - опорная шайба; 24 - муфта блокировки дифференциала, 25 - картер моста; 26 - цилиндр механизма блокировки; 27 - поршень, 28 - вилка включения механизма блокировки, 29 - картер редуктора

При этом во избежание нарушения первоначальной регулировки подшипников гайки 17 (см. рис. 3-15) отворачивайте и заворачивайте на один и тот же угол.

Для регулировки подшипников ведущей конической шестерни:

- выньте ведущую коническую шестерню со стаканом подшипников в сборе. Для этого в картере редуктора заднего моста отверните болты крепления стакана 12 подшипников и с помощью демонтажных болтов выньте стакан 12 с шестерней. В редукторе среднего моста отверните болты крепления картера 9 (см. рис. 3-18) шестерен и с помощью демонтажных болтов снимите картер шестерен в сборе с входным валом 30, отогните стопорные пластины, отверните гайки крепления стакана 7 подшипников и снимите стакан подшипников в сборе с ведущей конической шестерней 3;

- определите индикатором осевой зазор в подшипниках;

- закрепите ведущую шестерню в тисках (предохранив от повреждения прокладками из мягкого металла);

- снимите фланец 6 (см. рис. 3-15), крышку 9 с сальниками 4, 5 или шестерню 10 (см. рис. 3-18), внутреннее кольцо ближнего к хвостовику подшипника и регулировочную прокладку 2 (см. рис. 3-15);

- измерьте толщину регулировочной прокладки и рассчитайте необходимую ее толщину для устранения осевого люфта и получения предварительного натяга подшипников (уменьшение толщины прокладки должно равняться сумме измеренного индикатором осевого люфта и натяга подшипников, равного 0,03-0,05 мм);

- прошлифуйте регулировочную прокладку до требуемой величины и соберите ведущую шестерню без закрепления крышки с сальниками. При затяжке гайки фланца поворачивайте стакан подшипников для правильного размещения роликов в своих обоймах;

- проверьте натяг подшипников по значению момента проворачивания стакана подшипников, который должен быть равен 1-3 Н-м (0,1-0,3 кгс-м) (рис. 3-19).



Рис. 3-19. Схема проверки натяга подшипников вала ведущей шестерни.

При нормальном предварительном натяге в подшипниках снимите фланец 6 (см. рис. 3-15), установите на место крышку 9 с сальником и окончательно соберите узел.

Натяг подшипников дифференциала отрегулируйте при снятой ведущей шестерне с помощью гаек 17 (см. рис. 3-15) и 50 (см. рис. 3-18). Гайки заворачивайте специальным ключом (рис. 3-20) на одинаковую глубину до получения нужного предварительного натяга, не нарушая положения ведомой шестерни.



Рис. 3-20. Ключ для регулировочных гаек подшипников дифференциала:

1 - рукоятка; 2 - корпус; 3 - кольцо; 4 - винт; 5 - вставка; 6 - штифт; 7 - головка

Предварительный натяг подшипников определяется значением момента проворачивания дифференциала, который должен быть 2-5 Н-м (0,2-0,5 кгс-м) при снятой ведущей шестерне. Этот момент определяется специальным динамометрическим ключом. При измерении на радиусе чашек дифференциала момент равен 23-57 Н-м (2,4-5,8 кгс-м).

Порядок проверки и регулировки зацепления конических шестерен следующий:

- перед установкой картера подшипников с ведущей шестерней в картер редуктора протрите зубья обеих конических шестерен и на боковые поверхности трех-четырех зубьев нанесите тонкий слой краски;



Таблица 3.2

- руководствуясь табл. 3-2, отрегулируйте зацепление конических шестерен. Перемещение ведущей шестерни обеспечивается изменением количества регулировочных прокладок 5 (см. рис. 3-18) под фланцем стакана 7 подшипников ведущей шестерни. Для перемещения ведомой шестерни пользуйтесь гайками 17 (см. рис. 3-15) или 50 (см. рис. 3-18), чтобы не нарушить регулировку натяга в подшипниках дифференциала, заворачивайте (отворачивайте) указанные гайки на один и тот же угол.

- промойте детали в дизельном топливе, а перед сборкой смажьте.

Подшипники 13 (см. рис. 3-18), регулируйте в такой последовательности:

- отсоедините карданный вал от фланца 17;

- снимите механизм блокировки дифференциала;

- отверните болты крепления картера шестерен 9 и снимите картер в сборе с межосевым дифференциалом;

- разберите межосевой дифференциал, снимите ведущую шестерню 26 и выньте подшипники из шестерни;

- установите внутренний подшипник в гнездо шестерни 26;

- установите упорную шайбу 24, стопорную шайбу 25, вторую упорную шайбу 24 и наружную обойму наружного подшипника;

- для обеспечения предварительного натяга в подшипниках уменьшите толщину набора шайб 22 на величину осевого зазора плюс 0,02-0,03 мм и установите их на место;

- установите внутреннюю обойму подшипника в сборе с сепаратором.

Для проверки предварительного натяга в подшипниках установите на стол пресса шестерню 26 с подшипниками, через оправку (с опорой на торец внутренней обоймы внутреннего подшипника) с небольшим усилием сожмите подшипники. Покачиванием проверьте наличие осевого зазора и легкость проворачивания шестерни.

В качестве оправки можно использовать крестовину 28 и распорную втулку 27 в сборе с шестерней.

Усилие проворачивания ведущей шестерни 26, приложенное на ее наружном диаметре, должно быть 5,4-22 Н {0,55-2,2 кгс).

Подшипники 37 выходного вала 33 регулируют также изменением набора регулировочных шайб 42 в такой последовательности:

- отверните болты 39 и снимите выходной вал 33 со стаканом подшипников 36;

- промойте детали в дизельном топливе и перед сборкой смажьте;

- зажмите вал в тисках, установите внутреннюю обойму внутреннего подшипника с сепаратором на вал;

- установите стакан 36 в сборе с наружными обоймами подшипников;

- установите необходимый набор регулировочных шайб 42, толщина которых уменьшена на величину осевого зазора плюс 0,02-0,03 мм;

- установите сепаратор и внутреннюю обойму наружного подшипника;

- установите фланец 41, затяните гайку. Покачиванием и проворачиванием за фланец 41 проверьте наличие осевого люфта.

Усилие проворачивания, приложенное на радиусе расположения отверстий во фланце, должно быть 6,4-25,5 Н (0,65-2,6 кгс).

После регулировки, отвернув гайку и сняв фланец 41, установите крышку 38 сальника и, собрав узел, затяните гайку фланца. При этом отверстия под шплинт с прорезью в гайке должны совпадать. Затем зашплинтуйте гайку, установите на место вал с подшипниковым узлом и фланцем в сборе.

Назад*** Дальше