СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ.

Техническое обслуживание системы охлаждения

Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо:

- заполнять систему охлаждения специальной всесезонной жидкостью Тосол-А40 (состав по объему: Тосол-А - 56 %, чистая вода - 44 %) или Тосол-А65 (Тосол-А - 65 %, чистая вода -35%);

- заливать жидкость через воронку с сеткой, пользуясь чистой посудой;

- следить за температурой охлаждающей жидкости, которая должна быть +(75-98) °С;

- допускается кратковременное повышение температуры охлаждающей жидкости до +105 °С;

- регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости через горловину пробки на расширительном бачке и при необходимости доливать.

Измерять уровень при холодном двигателе. Минимальный уровень охлаждающей жидкости должен быть на расстоянии 10 мм от днища расширительного бачка;

- в летнее время года следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистить можно струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха;

- своевременно смазывать подшипники водяного насоса.





Проверка герметичности системы. Значительная часть неисправностей в системе охлаждения происходит из-за утечки охлаждающей жидкости.

Наиболее вероятными местами подтекания являются сальники водяного насоса, соединения шлангов с патрубками и трубок радиатора с его бачками, а также спускные краники.

Герметичность системы охлаждения следует проверять ежедневно. При неисправном сальниковом уплотнении крыльчатки водяного насоса жидкость будет вытекать наружу через дренажное отверстие на корпусе, что предохранит подшипники вала насоса от разрушения.

Не разрешается устранять течь жидкости из насоса закупоркой дренажного отверстия. Насос с неисправным сальником необходимо ремонтировать.

Подтекание в местах сопряжения шлангов устраняется подтяжкой хомутов, а при повреждении шлангов их заменой.

Регулировка натяжения приводнога ремня водяного насоса. Нормально натянутый ремень при нажатии большим пальцем руки на середину ремня с усилием 40 Н (4 кгс) должен прогибаться на 7-12 мм. br>



Рис. 2-18. Водяной насос:

1 - корпус насоса; 2 - перепускной ниппель; 3 - валик; 4 - шарикоподшипники; 5 - стопорное кольцо; 6 - втулка; 7 - шкив привода; 8,9,10- гайки; 11 - регулировочные прокладки; 12 - шпилька; 13 - водосбрасыватель; 14 - втулка корпуса; 15 - стопорное кольцо сальника; 16 - упорное кольцо; 17 - уплотнительное кольцо; 18 - гайка крепления крыльчатки; 19 - манжета сальника; 20 - пружина; 21 - крыльчатка; 22 - крышка корпуса

Натяжение ремня регулируют прокладками 11 (см. рис. 2-18). При слабом натяжении ремня нужно отвернуть гайки 8, 9 крепления боковины шкива 7 и снять одну-две регулировочные прокладки 11, поставить их на наружную сторону боковины и завернуть гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой гайки, затем проверить натяжение ремня.

Регулировочные прокладки снимать со шкива не следует, так как при замене старого ремня новым все прокладки необходимо снова установить между ступицей и съемной боковиной шкива.

Проскальзывание ремня может происходить из-за попадания на него масла. В этом случае замасленный ремень протирают тряпкой, слегка смоченной в бензине.

Промывка системы. Для удаления накипи, ржавчины и осадков систему охлаждения необходимо промывать.

Когда отложения накипи незначительны, для промывки можно использовать промывочный пистолет.

Двигатель и радиатор промывают отдельно, чтобы ржавчина, накипь и осадок из рубашки охлаждения двигателя не засоряли радиатор, термостаты перед промывкой с двигателя снимают.

Направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной циркуляции.

Перед промывкой радиатора следует убедиться в том, что он не засорен, так как в противном случае сильная струя воды может вызвать повреждение радиатора.

При промывке шланги радиатора отсоединяют от двигателя и при закрытой пробке подводят воду сначала к верхнему патрубку радиатора, чтобы удалить грязь; скопившуюся в нижнем бачке, а затем изменяют направления потока воды на обратное и промывают до тех пор, пока выходящая из верхнего бачка вода не будет совершенно чистой.

Накипь из системы охлаждения удаляют раствором технического трилона Б (ТУ 6-01-71) в воде (20 г трилона на 1л воды). Трилон - порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания воды при ее нагревании и кипении. Излишнее количество трилона не вредит деталям системы охлаждения.

Раствор трилона заливают в систему охлаждения. После одного дня работы двигателя (не менее 6-7 ч) отработавший раствор сливают и заливают свежий.

Промывка продолжается 4-5 дней.

Назад*** Дальше