Коробка передач и ее привод.

Коробка передач.



В зависимости от модели на автомобилях МАЗ применяется восьмиступенчатая ЯМЗ-238А или пятиступенчатая ЯМЗ-236П коробка передач (рис. 3-5 и 3-6).



Рис. 3-5. Коробка передач ЯМЗ-238А:

А - основная коробка; Б - дополнительная коробка; В - предохранитель включения заднего хода; Г - разрез по фиксаторам и замкам штоков в основной коробке; Д - стопорное устройство для выключения дополнительной коробки при буксировке автомобиля; Е - датчик сигнализатора включения дополнительной коробки; 1 - первичный вал; 2 - крышка первичного вала; 3 - картер сцепления; 4 - верхняя крышка основной коробки; 5 - вторичный вал основной коробки; 6 - сапун; 7 - воздухораспределитель; 8 - воздухопроводы; 9 - стопорный болт для выключения дополнительной коробки при буксировке автомобиля; 10 - вилка; 11 - шестерня вторичного вала дополнительной коробки; 12 - верхняя крышка дополнительной коробки; 13 - шток; 14 - пневматический цилиндр; 15 - вторичный вал дополнительной коробки; 16 - фланец крепления карданного вала; 17 - крышка подшипника промежуточного вала; 18 - картер дополнительной коробки; 19 - промежуточный вал дополнительной коробки;20 - большой синхронизатор; 21 - малый синхронизатор; 22 - шестерня понижающей передачи; 23 - картер основной коробки; 24 - каретка включения заднего хода; 25 - шестерня заднего хода; 26 - промежуточный вал основной коробки; 27 - шестерня 1-Й передачи; 28 - синхронизатор включения 1 -й-2-и передач 29 - заборник масляного насоса; 30 - шестерня 1-й передачи; 31 - шестерня 4-й передачи; 32 - шестерня отбора мощности; 33 - шестерня привода про межуточного вала; 34 - масляный насос; 35 - выключатель; 36 - синхронизатор включения З-й-4-й передач; 37 - шток вилки переключения заднего хода;38 - предохранитель включения заднего хода; 39 - шток вилки переключения 3-Й-4-Й передач; 40 - шток вилки переключения 1-й-2-й передач





Рис. 3-6. Коробка передач ЯМЗ-236П:

1 - муфта выключения сцепления; 2 - первичный вал; 3 - крышка подшипника первичного вала; 4 - картер сцепления; 5 - синхронизатор 4-й и 5-й передач вторичного вала; 9 - шестерня 3-й передачи вторичного вала; , 10 - синхронизатор 2-й-З-й передач; 11 - шестерня 2-й передачи вторичного вала; 12 - шестерня 1 -й передачи и заднего хода вторичного вала; 13 - верхняя крышка коробки передач со штоком и вилками; 14 - вторичный вал; 15 - крышка подшипника вторичного вала; 16 - фланец крепления кардана к коробке передач; 17 -промежуточный вал с шестерней 1 -й передачи; 18 - картер коробки передач; 19 - шестерня 2-й передачи промежуточного вала; 20 - заборник масляного насоса с магнитом; 21 - шестерня 3-й передачи промежуточного вала; 22 - шестерня 5-й передачи промежуточного вала; 23 - шестерня привода отбора мощности; 24 - шестерня привода промежуточного вала; 25 - масляный насос; 26 - ось блока шестерен заднего хода; 27 - блок шестерен заднего хода; 28 - шток продольной тяги; 29 - промежуточный рычаг переключения передач; 30 - картер механизма дистанционного привода; 31 - поводок переключения 1-й передачи и заднего хода; 32 - предохранитель включения заднего хода с пружиной; 33 - штифт фиксатора выбора передач с пружиной; 34 - вал переключения передач; 35 - шестерня привода спидометра; Е-Е - разрез по оси блока шестерен заднего хода

Пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 2-й-З-й и 4-й-5-й передачах, а восьмиступенчатая с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода.

Коробки передач отличаются передаточными числами (табл. 3-1), размерами фланца крепления карданного вала и крышки подшипника вторичного вала.

Передача
ЯМЗ-236П
ЯМЗ-238А
1
5,260
7,23
2
2,900
5,52
3
1,520
3,94
4
1,000
2,80
5
0,664
1,96
6
-
1,39
7
-
1,00
8
-
0,71
Задняя
5,480
11,78
2,99


Восьмиступенчатая коробка передач состоит из основной четырехступенчатой и дополнительной двухступенчатой коробк (понижающей передачи).

Ниже дано описание восьмиступенчатой коробки передач ЯМЗ-238А (см. рис. 3-5).

Все детали коробки передач монтируются в картерах основной и дополнительной коробок, которые соединяются между собой, а затем в сборе присоединяются к картеру сцепления; образуется единый силовой агрегат в составе двигателя, сцепления и коробки передач.

Первичный вал 1 основной коробки установлен на двух шариковых подшипниках; на переднем шлицевом конце расположены ведомые диски сцепления, а задний конец выполнен в виде зубчатого венца шестерни постоянного зацепления основной коробки.

Вторичный вал 5 основной коробки спереди опирается на цилиндрический роликоподшипник, установленный в расточке зубчатого венца ведущего вала, а сзади - на шарикоподшипник, установленный в передней стенке картера дополнительной коробки.

Задний конец вторичного вала выполнен в виде зубчатого венца, являющегося шестерней постоянного зацепления дополнительной коробки.

Шестерни 2-й и 4-й передач вторичного вала основной коробки установлены на подшипниках скольжения, выполненных в виде стальных втулок, имеющих специальное покрытие и пропитку, а шестерни 1-й передачи и заднего хода на роликовых подшипниках.

Промежуточный вал 26 основной коробки спереди опирается на роликовый подшипник, смонтированный в передней стенке картера основной коробки, а сзади - на двухрядный сферический подшипник, размещенный в стакане, установленном в задней стенке картера основной коробки.

В приливах картера основной коробки установлена дополнительная ось для промежуточной шестерни заднего хода. Задний ход включается перемещением каретки 24 включения заднего хода вперед до соединения ее с зубчатым венцом шестерни 25 заднего хода, которая находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней заднего хода.

Вторичный вал 15 дополнительной коробки спереди опирается на цилиндрический роликовый подшипник, размещенный в расточке зубчатого венца вторичного вала основной коробки, сзади - на два подшипника: цилиндрический роликовый и шариковый, установленные соответственно в задней стенке картера 18 дополнительной коробки и крышке подшипника переключения передач, а на заднем шлицевом конце - фланец 16 крепления карданного вала.

На средней цилиндрической части вала на роликовых цилиндрических подшипниках установлена шестерня 11 дополнительной коробки.

Промежуточный вал 19 дополнительной коробки спереди опирается на цилиндрический роликовый подшипник, установленный в передней стенке картера дополнительной коробки, а сзади на двухрядный сферический подшипник, размещенный в стакане, смонтированном в задней стенке картера дополнительной коробки.

На переднем шлицевом конце промежуточного вала дополнительной коробки установлена шестерня 22 понижающей передачи.

В задней части промежуточного вала сделан зубчатый венец, сопряженный с шестерней понижающей передачи вторичного вала дополнительной коробки.

Для включения передач в основной коробке размещены инерционные синхронизаторы с конусными фрикционными кольцами, а в дополнительной - с фрикционными дисками.

Передачи в основной коробке переключаются механическим дистанционным приводом, а дополнительная коробка управляется пневмоприводом.

Назад*** Дальше