Коробка передач.
На автомобилях, в зависимости от моделей и комплектаций, применяются коробки передач моделей 142, 152, 161 или ZF-9S109 фирмы "ZAHNRADFABRIK" (Германия).
Коробка передач модели 142— механическая, пятиступенчатая, состоит из основного редуктора;
модели 152— десятиступенчатая, отличающаяся от модели 142 наличием двухступенчатого делителя, расположенного впереди основной коробки.
Управление коробками передач моделей 142 и 152 механическое, дистанционное, качающимся рычагом, установленным на двигателе, управление делителем —селекторное, пневмомеханическое с помощью переключателя на рычаге переключения передач.
Коробка передач модели 161 - механическая, восьмиступенчатая, включает основной четырехступенчатый редуктор и планетарный демультипликатор, расположенный сзади основной коробки.
На крышке коробки установлена опора рычага переключения передач оригинальной конструкции. В ней находятся шток и рычаг управления редуктором, механизм предохранения от случайного включения заднего хода и пневматические клапаны переключения демультипликатора.
Коробка передач модели ZF- 9S109 - механическая, девятиступенчатая, имеющая по сравнению с моделью 161 дополнительную пониженную передачу.
Таб. 8.
Рис. 1.51. Регулирование привода
Регулирование дистанционного привода управления механизмом переключения передач в коробках передач моделей 142 и 152 проводите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:
— ослабьте стяжные болты 5 (см. рис. Регулирование привода) и, вывернув болты 3, обеспечьте зазор в соединении, навернув на один-два оборота регулировочный фланец 4 на тягу 6;
— ослабив контргайку 1, вверните установочный винт 2, застопорив этим перемещение штока 7;
Рис. 1.52. Установочный винт и контргайка
— ослабив контргайку 1 (см. рис. Установочный винт и контргайка), вверните установочный винт 2, застопорив этим перемещение рычага переключения передач;
Рис. 1.53. Привод сцепления
— вращая, переместите по резьбе регулировочный фланец 4 (см. рис. Регулирование привода) до контакта по всей поверхности с фланцем штока 7. Установите болты 3 и затяните стяжные болты 5;
— выверните установочный винт 2 на 21 мм и застопорите его контргайкой;
Рис. 1.54. Механизм делителя
— выверните установочный винт 2 (см. рис. Установочный винт и контргайка) на 31 мм и застопорите его контргайкой. Зазор в клапане включения делителя проверяйте при отрегулированном приводе выключения сцепления и номинальном давлении сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов в следующем порядке:
— снимите резиновый пылепредохранитель 1 (см. рис. Привод сиепления):
— плавно нажмите педаль сцепления до упора;
— щупом проверьте зазор между крышкой 2 и ограничителем штока 3.
При номинальном давлении сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов зазор должен быть 0,2...0,3 мм. Зазор контролируйте не позднее 30 с после выключения сцепления.
При необходимости отрегулируйте зазор, перемещая упор 4 штока клапана. После установки требуемой величины закрепите упор гайками, гайки застопорите отгибными шайбами.
Ход рычага делителя передач проверяйте при наличии сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов. Для замера:
—снимите крышку 1 (см. рис. Механизм делителя) смотрового люка механизма переключения делителя передач;
—нажмите до упора педаль сцепления;
—передвигая переключатель управления делителем передач (см. рис. Схема переключения передач раздел «Эксплуатация автомобиля») из верхнего положения в нижнее или наоборот, замерьте ход рычага по центру отверстия. Нормальная величина хода— 16,5...19.0мм.
Регулируйте ход рычага в следующем порядке:
— ослабьте контргайки 3, 4 (см. рис. Механизм делителя) и выверните установочные винты 2, 5;
— установите переключатель на рукоятке рычага переключения передач в нижнее положение (Н);
— нажмите педаль сцепления до упора;
— вверните задний установочный винт 5 до контакта с рычагом, после этого доверните его еще на 1/4 оборота и застопорите контргайкой 4;
— установите переключатель в верхнее положение (В) и нажмите педаль сцепления до упора. Вверните передний установочный винт 2 так же, как был ввернут задний винт.
Рис. 1.55. Привод управления механизмом переключения передач
1 - рычаг переключения передач; 2 - опора рычага переключения передач; 3 - тяга; 4 - стержень; 5 - рычаг; 6 - кронштейн реактивной штанги; 7 - тяга реактивная; 8 - кожух защитный; 9 - хвостовик; 10 -гайка.
Регулировку дистанционного привода управления механизмом переключения передач коробок передач моделей 161 и ZF-9S109 (см. рис. Привод управления механизмом переключения передач) производите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:
- зафиксируйте тягу 3 технологическим стержнем 4 (d=4мм, I=100мм) в опоре 2;
— установите хвостовик 9 в коническое отверстие рычага 5 , затяните гайку 10 моментом 40...50 Нм, для модели 161 зашплинтуйте;
— удалите технологический стержень;
— отклонение общей плоскости симметрии рычага 1 и тяги 3 от вертикальной плоскости не более 2 мм обеспечить изменением длины тяги 7.
Рис. 1.56. Пробки слива масла в картерах коробок моделей 142 и 152
Уровень масла в картере коробки передач проверяйте указателем, вмонтированным в пробку 2 (см. рис. Пробки слива масла в картере коробки модели 161 и Пробки слива масла в картерах коробок моделей 142 и 152) маслозаливной горловины.
Рис. 1.57. Пробки слива масла в картере коробки модели 161
Нормальный уровень должен доходить до верхней метки на указателе. При проверке уровня пробку не вворачивайте, а только вставьте ее в отверстие до упора в резьбу.
Рис. 1.58. Пробки слива масла в картере коробки модели ZF-9S109 (вид снизу)
Для коробок передач модели ZF- 9S109 уровень масла должен доходить до нижней кромки заливных (контрольных) отверстий 3, расположенных симметрично по обе стороны коробки-(см. рис. Пробки слива масла в картере коробки модели ZF-9S109 (вид снизу)).
ЗАМЕНА МАСЛА
Сливайте масло из картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе:
для коробок моделей 152 и 142 — вывернув пробки 1, 3, 4 на автомобиле с делителем (1 и 4 — без делителя);
для коробки модели 161 — вывернув масляный фильтр 1, установленный на заднем торце картера демультипликатора, и пробки 2 и 3 картера;
для модели ZF- 9S109 - вывернув пробки одного из заливных отверстий 3 и пробки 1 и 2 сливных отверстий. Очистите магнитные пробки от грязи и после слива отработавшего масла установите их на место.
Таб. 8.1. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ