Проверка и регулирование тепловых зазоров в механизме газораспределения автомобиля КАМАЗ.
Проверяйте тепловые зазоры на холодном двигателе не ранее чем через 30 мин после останова в таком порядке:
1. Выключите подачу топлива.
2. Снимите крышки головок цилиндров, не повредив прокладки.
3. Проверьте затяжку болтов крепления головок цилиндров. Предельный момент затяжки болтов 186— 206 Н.м (19—21 кгс.м) проверяйте в порядке возрастания номеров от 1 к 4 (см. рис. Последовательность проверки затяжки болтов головки блока), при необходимости подтяните.
Рис. 1.32 Последовательность проверки затяжки болтов головки блока
4. Оттяните фиксатор, смонтированный на картере маховика, поверните его на 90° и установите в нижнее положение.
5. Снимите крышку люка в нижней части картера сцепления (для проворота маховика ломиком).
6. Проворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установите его в такое положение, при котором фиксатор под действием пружины войдет в зацепление с маховиком. При этом для двигателей моделей 7403.10, 740.11, 740.14 метки на торце корпуса ТНВД и муфте опережения впрыскивания топлива в приводе топливного насоса высокого давления должны совпадать (см рисунки Установка угла опережения впрыска топлива на двигателе 7403.10 и Установка угла опережения впрыска топлива на двигателях 740.11-240 и 740.13-260); для двигателей моделей 740.1З, 740.30 указатель на корпусе ТНВД и метка на фланце ведомой полумуфты в приводе топливного насоса высокого давления должны совпадать (см. рис. Установка угла опережения впрыска топлива на двигателях 740.30-260, 740.13-260). Это положение коленчатого вала соответствует началу подачи топлива в первом цилиндре.
7. Если вышеперечисленных в п.6. совпадений не происходит, необходимо, выведя фиксатор из зацепления с маховиком, провернуть коленчатый вал на один оборот, при этом фиксатор должен вновь войти в зацепление с маховиком. Проворачивать коленчатый вал нужно ломиком, вставляя его в отверстия, расположенные по периферии маховика. Поворот маховика на угол, равный промежутку между двумя соседними отверстиями, соответствует повороту коленчатого вала на 30°. Оттяните фиксатор, преодолев усилие пружины, поверните его на 90° и установите в верхнее положение, поверните коленчатый вал на угол 60°, установив его тем самым в положение I. В этом положении клапаны регулируемых цилиндров (первого и пятого) закрыты (штанги указанных цилиндров должны легко проворачиваться от руки).
8. Проверьте динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров. Он должен быть в пределах 41,2—53 Н.м (4,2—5,4кгс.м); проверьте щупом зазор между носками коромысел и торцами клапанов регулируемых цилиндров. Если они не укладываются в указанные выше пределы, их надо отрегулировать; для регулировки зазора необходимо ослабить контровочную гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор.
Рис. 1.33 Проверка зазора клапана
9. Придерживая винт отверткой, затяните гайку и проверьте величину зазора (см. рис. Проверка зазора клапана). Щуп толщиной 0,25 мм для впускного клапана и 0,35 мм для выпускного клапана должен проходить свободно, а толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного — с усилием (передние клапаны правого ряда цилиндров впускные, левого — выпускные). Момент затяжки регулировочного винта должен быть равен 33—41 Н.м (3,4—4,2 кгс.м).
10. Дальнейшую регулировку зазоров в клапанном механизме следует производить попарно в цилиндрах 4-м и 2-м (II положение), 6-м и 3-м (III положение), 7-м и 8-м (IV положение), поворачивая коленчатый вал каждый раз на 180°.
11 Пустите двигатель и послушайте его работу. При правильно отрегулированных зазорах не должно быть стука в механизме газораспределения.
12. Установите крышки люка картера сцепления и головок цилиндров.