Устройство системы охлаждения

Система охлаждения двигателя (рис. 2-17) жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Рис. 2-17. Схема системы охлаждения:

1 — выпуск воздуха при заполнении системы охлаждения во время прогрева пусковым подогревателем; 2 — термостат; 3 — отвод охлаждающей жидкости в радиатор; 4 — трубка перепускная; 5 — подвод жидкости к компрессору пневмотормозов; 6 — подвод охлаждающей жидкости из радиатора; 7 — водяной насос; 8 — отверстие для установки датчика термометра: 9 — отвод горячей воды к отопителю кабины

Она состоит из следующих основных элементов: радиатора, расширительного бачка, водяного насоса 7, вентилятора, термостатов 2 и дистанционного термометра.

При работающем двигателе циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом. Насос забирает жидкость из нижнего бачка радиатора и нагнетает ее через каналы в крышке шестерен распределения в правую и левую водяные рубашки блока цилиндров. Здесь жидкость омывает наружную поверхность гильз цилиндров и, поглощая тепло, нагревается, затем из блока цилиндров поступает в водяные рубашки головок цилиндров и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам — выпускным клапанам и стаканам форсунок.

Из рубашки охлаждения головок цилиндров жидкость поступает в водосборные трубопроводы, а из них через проходы в термостатах в радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором.

Охлажденная в радиаторе жидкость вновь поступает к водяному насосу.

Рис. 2-18. Водяной насос:

1 — корпус насоса; 2 — перепускной ниппель; 3 — валик; 4 — шарикоподшипники; 5 — стопорное кольцо; 6 — втулка; 7 — шкив привода; 8,9,10- гайки; 11 — регулировочные прокладки; 12 — шпилька; 13 — водосбрасыватель; 14 — втулка корпуса; 15 — стопорное кольцо сальника; 16 — упорное кольцо; 17 — уплотнительное кольцо; 18 — гайка крепления крыльчатки; 19 — манжета сальника; 20 — пружина; 21 — крыльчатка; 22 — крышка корпуса

Водяной насос (рис. 2-18) лопастный, центробежного типа. Для предотвращения попадания жидкости в полость со смазкой устанавливают манжету 19 из маслобензостойкой резины , которая обоймами прижимается к валу, а пружиной к текстолитовому упорному кольцу 16.

Радиатор трубчато-ленточный (змейковый) с трубками овального сечения, трехрядный, устанавливается на раму через резиновые подушки.

На расширительном бачке установлена пробка с паровоздушным клапа- ном. Выпускной клапан пробки открывается при избыточном давлении 50 кПа (0,5 кгс/см2), что соответствует закипанию воды при температуре около 119 С.

Впускной клапан пробки открывается при падении давления в системе до 1 -13 кПа (0,01—0,13 кгс/см2).

Термостаты служат для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения в пути. Когда температура жидкости системы охлаждения снижается до 80 °С, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу по так называемому малому кругу циркуляции, минуя радиатор, и тем самым создают благоприятные условия для ее быстрого прогрева.

Шторка радиатора может фиксироваться в любом промежуточном положе- нии и управляется из кабины водителя.

Вентилятор шестилопастный, с шестеренным приводом, вращается в кожухе радиатора.

Оцените статью
Добавить комментарий