Техническое обслуживание, виды и периодичность, автомобилей МАЗ.

Надежная работа автомобиля в значительной степени зависит от своевременного и качественного технического обслуживания.

Техническое обслуживание автомобиля по периодичности, выполняемым операциям и трудоемкости подразделяется на следующие виды:
— ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
— первое техническое обслуживание (ТО-1);
— второе техническое обслуживание (ТО-2);
— сезонное техническое обслуживание (СО).

Технические обслуживания должны выполняться в условиях, исключающих попадание грязи и пыли внутрь узлов и агрегатов автомобиля.

Работы, связанные с регулировкой и обслуживанием приборов системы питания, электрооборудования, а также узлов гидравлических систем, должны выполнять специалисты, имеющие опыт регулировок подобных систем и хорошо знающие устройство и особенности их эксплуатации. Разбирать и ремонтировать снятые с автомобиля агрегаты и узлы этих систем следует в специальных мастерских, оснащенных необходимыми инструментами и приборами для контроля выполняемых регулировок.

Периодичность технического обслуживания автомобилей для 1-й категории условий эксплуатации установлена следующая:
ТО-1 — после каждых 8 тыс. км пробега для МАЗ-5551;
после каждых 5 тыс. км пробега для МАЗ-5516;
ТО-2 — после каждых 24 тыс. км пробега для МАЗ-5551;
после каждых 20 тыс. км пробега для МАЗ-5516.

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО). Перед выездом.

1. Осмотрите автомобиль и проверьте, нет ли подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости. Подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости не допускаются.

2. Перед пуском двигателя проверьте: уровень масла в поддоне двигателя, при необходимости долейте до нормы; уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, при необходимости долейте до появления ее из отверстия предварительно открытого краника на расширительном бачке. Уровень масла проверяется через 5 мин после остановки двигателя и должен быть у верхней метки масломерного щупа. Уровень жидкости должен быть не ниже 10 мм над днищем расширительного бачка.

3. Проверьте исправность и действие приборов освещения, сигнализации, контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей, компрессора и генератора, а также механизма подъема и упора платформы автомобилей-самосвалов. При работающем двигателе убедитесь в исправности приборов и правильности их показаний последовательным включением их в работу.

4. Осмотрите состояние шин и крепление колес. Шины должны быть без повреждений и посторонних предметов в протекторе. Колеса не должны иметь механических повреждений.

5. Проверьте состояние шарниров рулевых тяг и привод рулевого управления. Гайки пальцев шарниров должны быть зашплинтованы. Повреждений не должно быть.

6. Проверьте работу тормозных систем. В начале движения.

7. Проверьте надежность сцепки автомобиля с прицепом (полуприцепом). При работе с прицепом (полуприцепом) убедитесь, что сцепка надежна повреждений нет.

По возвращению автомобиля в парк.

8. Проверьте наличие топлива в баках и при необходимости дозаправьте их.

9. В зимнее время спустите конденсат из конденсационного баллона. Конденсат спускайте при давлении воздуха в системе 650-800 кПа (6,5-8 кгс/см2).

10. Выполните уборочные и моечные работы. При мойке автомобиля оберегайте ветровое стекло от попадания на него теплой воды.

Первое техническое обслуживание (ТО-1).

1. Выполните весь перечень работ ежедневного обслуживания.

2. Проверьте натяжение всех приводных ремней и при необходимости отрегулируйте. Нормально натянутые ремни при нажатии на середину ветви с усилием 40 Н (4 кгс) должны прогибаться: ремень водяного насоса — на 7-12 мм, ремень компрессора — на 6-10 мм на короткой ветви, ремни привода генератора и насоса усилителя рулевого привода — на 10-15 мм.

3. Проверьте свободный ход педали сцепления и при необходимости отрегулируйте. Свободный ход педали должен быть 40-60 мм при выпущенном из системы воздухе.

4. Проверьте состояние и крепление уплотнении воздуховодов впускного тракта воздухозаборной трубы и фильтра. Резиновые уплотнения не должны иметь повреждений. При необходимости подтяните все соединения.

5. Проверьте наличие подтеканий в соединениях колесной передачи. Подтекание масла через уплотнительное кольцо ступицы не допускается.

6. Проверьте наличие подтеканий в соединениях главной передачи заднего моста. Подтекание масла через сальник ведущей шестерни, прокладку редуктора не допускается.

7. Проверьте ход штоков тормозных камер и при необходимости отрегулируйте. Ход штоков должен быть 25-45 мм.

8. Проверьте крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев рулевых тяг и силового цилиндра. Люфт шаровых пальцев в конических гнездах не допускается. Гайки пальцев должны быть затянуты и зашплинтованы.

9. Проверьте шплинтовку пальцев и состояние привода тормозного крана. Пальцы привода тормозного крана должны быть зашплинтованы. Тяги и рычаги не должны быть погнуты Гайки должны быть затянуты моментом 250-300 Н-м (25-30 кг-см).

10. Проверьте и при необходимости подтяните гайки крепления колес.

11. Проверьте давление воздуха в остывших шинах и при необходимости доведите его до нормированного.

12. Проверьте состояние и крепление механизма подъема кабины и состояние страховочных тросов. Гайки крепления насоса цилиндра подъема кабины и страховочных тросов должны быть затянуты, пальцы — зашплинтованы. Подтекание масла из системы подъема кабины не допускается .

13 Спустите конденсат из воздушных баллонов. Конденсат спускайте при давлении воздуха в системе 650-800 кПа (6,5-8 кгс/см2).

14. Проведите обслуживание аккумуляторных батарей: очистите батареи от пыли и грязи. Электролит, попавший на их поверхность, удалите чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды, а затем вытрите насухо проверьте и при необходимости прочистите вентиляционные отверстия в пробках элементов проверьте крепление батарей в гнезде и плотность контакта наконечников проводов с клеммами проверьте уровень электролита и при необходимости долейте дистиллированную воду. Аккумуляторные батареи должны быть чистыми, исправными и не иметь подтеканий, а их выводы и наконечники проводов без окислений и смазаны консистентной смазкой. Отверстия в пробках не должны быть засорены. Ослабленные болты и гайки подтянуть. Уровень электролита должен быть на 15-20 мм выше предохранительных щитков.

15. Слейте из топливного фильтра тонкой очистки 0,1 л топлива. После этого двигатель должен поработать 2-4 мин. Отстой сливать через пробку в корпусе топливного фильтра .

16. Проверьте герметичность и состояние трубопроводов и узлов системы подъемного механизма платформы. Подтекание рабочей жидкости не допускается .

17. Поверьте исправность механизма запора заднего борта. Люфты в механизме запора не допускаются .

18. Проверьте и при необходимости подтяните гайки крепления поперечин рамы, имеющих болтовые соединения. Ослабленные гайки подтянуть.

19. Проверьте и при необходимости подтяните гайки крепления поперечин рамы, имеющих болтовые соединения.

20. Проверьте и при необходимости подтяните гайки крепления фланцев карданного вала, болтов крепления промежуточной опоры, болты крепления крышек игольчатых подшипников. Гайки должны быть затянуты моментом 44-56 Н-м (4,4-5,6 кгс-м), болты промопоры — моментом 100-140 Н-м (10-14 кгс-м), болты крышек игольчатых подшипников — 27-35 Н-м (2,7-3,5 кгс-м).

21. Выполните смазывание деталей автомобиля в соответствии с картой смазки.

22. Проверьте после обслуживания работу агрегатов, механизмов и приборов. Пробегом в начале движения или на посту диагностики.

Через одно ТО-1.

23. Проверьте крепление кронштейнов пружинных энергоаккумуляторов. Гайки крепления кронштейнов должны быть затянуты моментом 160-220 Н-м (16-22 кг/см2).

24. Проверьте люфт подшипников ступиц передних колес и при необходимости отрегулируйте подшипники. При покачивании вывешенного колеса люфт в подшипниках не допускается.

25. Проверьте и при необходимости подтяните гайки крепления приемных труб глушителя к выпускным коллекторам, кронштейнов глушителя, состояние и плотность соединения герметичного рукава. Все гайки должны быть затянуты. Пропуск отработанных газов, прогорание, изломы, трещины труб и глушителя не допускаются.

26. Проверьте и при необходимости подтяните болты крепления возду-хозаборной трубы и гайки крепления фланцев трубы и корпуса фильтра. Хомуты воздухозаборной трубы и фильтра должны быть затянуты.

27. Замените элементы фильтров тонкой и грубой очистки топлива и промойте корпуса фильтров. Слить топливо из корпуса фильтра, снять корпус и удалить старый фильтрующий элемент. Промыть корпус в моечной машине.

28. Проведите обслуживание воздушного фильтра. После установки нового фильтра болты крепления корпуса тщательно затянуть.

Второе техническое обслуживание. (ТО-2).

1. Выполните весь перечень работ первого технического обслуживания (ТО-1)

2. Проверьте и при необходимости подтяните гайки крепления балки передней опоры и задних опор двигателя на раме. Гайки должны быть затянуты моментом; передней опоры -44-62 Н-м (4,4-6.2 кг/см2), задней — 70-100 Н-м (7-10 кг/см2).

3. Проверьте люфт в шлицевом соединении и шарнирах карданной передачи. Проверять при выключенной передаче и расторможенном стояночном тормозе покачиванием вала в вертикальной плоскости и вокруг оси. Ощутимые люфты в шлицевом соединении и шарнирах не допускаются.

4. Отрегулируйте положение опоры коробки передач.

5. Проверьте состояние балки переднего моста, значения схождения и углов поворота передних колес. Схождение передних колес должно быть 1 -2 мм.

6. Проверьте люфт в шарнирах рулевого управления, при необходимости устраните неисправности.

7. Проверьте состояние рамы, кронштейнов рессор и крепление вкладышей кронштейнов. Детали рамы не должны иметь трещин и изломов. Ослабление заклепочных соединений не допускается. Листы рессор не должны иметь трещин и изломов. Гайки болтов кронштейнов должны быть затянуты.

8. Проверьте и при необходимости подтяните гайки стремянок рессор, пальцев и стремянок ушек рессор. Подтяжку гаек стремянок производить при выпрямленных рессорах. Момент затяжки для задних рессор 600-650 Н-м (60-65 кгс-м), для передних — 400-450 Н-м (40-45 кгс-м). Гайки пальцев должны быть затянуты, гайки стремянок ушек передних рессор завернуть моментом 22-40 Н-м (2,2-4,0 кгс-м).

9. Проверьте и при необходимости подтяните гайки крепления воздушных баллонов, кронштейнов топливного бака, кронштейна насоса гидроусилителя руля. Гайки должны быть затянуты.

10. Проверьте крепление буксирного прибора к поперечине рамы, затяжку и шплинтовку прорезной гайки при необходимости устраните неисправность. Гайки крепления прибора должны быть затянуты

11. Подтяните гайки крепления колеса и диска. Гайки должны быть затянуты моментом 245-290 Н-м (25-30 кгс-м).

12. Проверьте и при необходимости проведите регулировку фар дальнего и ближнего света и противотуманных фар.

13. Подтяните болты крепления выключателя массы батарей.

14. Проверьте состояние и регулировку троса и перепускного клапана и при необходимости отрегулируйте угол подъема платформы.

15. Проверьте крепление и герметичность коробки отбора мощности и масляного насоса, при необходимости устраните неисправности. Болты должны быть затянуты. Гайки должны быть затянуты.

16. Выверните пробку из днища гидроцилиндра и слейте отстой.

17. Проверьте состояние седельного устройства, крепление рукоятки замка захвата и седельного устройства к раме, состояние захватов, запорного кулака и пружины защелки. Седельное устройство не должно иметь поврежденных и изношенных деталей. Рукоятка с запорным кулаком должна легко перемещаться и фиксироваться в крайнем положении. Гайки болтов крепления седельного устройства к раме и гайки шпилек седла и кулака со штоком должны быть затянуты. Наибольший размер в захватах не должен превышать 56 мм.

18. Проверьте и при необходимости подтяните гайки крепления платформы к раме. Гайки должны быть затянуты.

19. Выполните смазывание деталей автомобиля в соответствии с картой смазки.

20. Проверьте после обслуживания работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля на ходу или посту диагностирования.

Через одно ТО-2.

21. Проверьте и при необходимости подтяните гайки крепления фланцев вторичного вала коробки передач и ведущей шестерни редуктора заднего моста. При покачивании фланца в продольном и поперечном направлениях не должно быть ощутимого люфта.

22. Промойте фильтр масляного бака гидроусилителя руля и слейте из него отстой (200-250 г) с последующей доливкой масла.

Сезонное техническое обслуживание (2 раза в год — осенью и весной)

1. Выполните весь перечень работ второго технического обслуживания (ТО-2)

2. Снимите и разберите цилиндр пневмоусилителя сцепления. Промойте в дизельном топливе детали цилиндра и при необходимости замените изношенные. Особое внимание обратите на надежность стопорения кольцом шарового конца штока в поршне. Перед сборкой смажьте трущиеся поверхности цилиндра и поршня. После установки цилиндра отрегулируйте свободный ход педали сцепления и проверьте герметичность привода.

3. Проверьте состояние упорных подшипников и затяжку гаек, шкворней и при необходимости устраните неисправности. Гайки шкворней должны быть затянуты моментом 440-490 Н-м (45-50 кгс-м).

4. Снимите тормозные барабаны, проверьте состояние тормозных механизмов, состояние и толщину фрикционных накладок, затяните гайки крепления суппортов переднего тормоза с поворотными кулаками. Накладки не должны иметь трещин, выкрашивания и задиров. Ослабление заклепок и износ накладок на углубление головок заклепок меньше, чем на 1 мм, не допускаются. Гайки крепления суппортов должны быть затянуты моментом 160-196 Н-м (16-20 кгс-м).

5. Проверьте степень заряженности батарей по плотности электролита и под нагрузкой и при необходимости снимите батареи для подзаряда. Напряжение каждого элемента под нагрузкой в течение 5 с не ниже 1,6 В летом и 1,7 В зимой.

6 Осенью проведите обслуживание противозамерзателя и водоотделителя. Разберите и прочистите отстойник противозамерзателя. Заполните противозамерзатель этиловым спиртом. Тщательно продуйте водоотделитель.

7. Осенью и весной замените масло и топливо, соответствующие сезону.

8. Один раз в год слейте масло из системы гидроусилителя руля, произведите отстаивание и фильтрацию масла. Промойте фильтр, масляный бак и слейте отфильтрованное масло через сетку с ячейкой, соответствующей ячейке сетки рабочего фильтра бачка.

Оцените статью
Добавить комментарий