Техническое обслуживание системы смазки

Проверка уровня масла. Для нормальной работы системы смазки рекомендуется ежедневно проверять уровень масла в поддоне двигателя при неработающем двигателе (не раньше чем через 5 мин после его остановки) и горизонтальном положении автомобиля.

Если уровень масла находится близко от метки Н, необходимо долить масло до верхней метки В.

Контроль давления масла. Давление масла в системе смазки турбо-компрессора необходимо постоянно контролировать.

Работу двигателя при давлении ниже 300 кПа (3 кгс/см2) на номинальной частоте вращения коленчатого вала и ниже 50 кПа (0,5 кгс/см2) на минимальной частоте вращения допускать нельзя.

О падении давления масла в системе смазки двигателя ниже допустимого сигнализирует контрольная лампа.

Смена масла. Менять масло в поддоне двигателя следует сразу же после работы при хорошо прогретом двигателе. В этом случае грязь, отстой и посторонние частицы удаляются вместе с отработавшим маслом.

Масло сливают через сливное отверстие поддона. После заливки масла в поддон рекомендуется запустить двигатель на 5-10 мин для заполнения системы маслом. Затем двигатель нужно остановить, проверить уровень масла и при необходимости долить его до уровня верхней метки маслоизмерительного стержня.

Двигатель заправляется чистым соответствующим сезону маслом через маслозаливную горловину. Масло из колонок заливают дозировочными пистолетами, при отсутствии колонок — из чистой посуды через воронку с сеткой.

Сменив масло, следует проверить на работающем двигателе все наружные соединения системы смазки и при наличии течи устранить ее.

Промывка фильтра грубой очистки масла. Фильтр (см. рис. 2-14) промывают при каждой смене масла в картере двигателя.

Рис. 2-14. Фильтр грубой очистки масла:

1 — корпус фильтра; 2 — пробка сливного отверстия; 3 — прокладка колпака; 4 — прокладка филь- трующего элемента; 5 — фильтрующий элемент; 6 — нижняя крышка фильтрующего элемента; 7 — колпак фильтра; 8 — верхняя крышка фильтрующего элемента; 9 — стержень фильтра; 10 — пружина; 11 — болт крепления колпака; 12 — перепускной клапан; 13 — пружина клапана; 14 — пружина сигнализатора; 15 — корпус сигнализатора; 16 — подвижный контакт; 17 — прокладка пробки клапана; 18 — пробка клапана; 19 — регулировочная шайба пружины клапана; 20 — клемма сигнализатора; 21 — неподвижный контакт Порядок промывки следующий:

— слейте масло из фильтра, для чего отверните пробку сливного отверстия;

— отверните болт колпака фильтра и снимите колпак, верхнюю крышку и фильтрующий элемент;

— поместите на 3 ч (не менее) фильтрующий элемент в ванну с растворителем — керосином или четыреххлористым углеродом, помня, что четыреххлористый углерод ядовит и при обращении с ним нужно соблюдать осторожность;

— мягкой волосяной щеткой промойте фильтрующие элементы в ванне с растворителем;

— поместите фильтрующие элементы в ванну с чистым керосином или четыреххлористым углеродом, прополощите и затем продуйте сжатым воздухом; фильтрующий элемент можно также очистить, поместив его в ванну с кипящим 10%-ным водным раствором каустической соды, затем промыть в керосине и продуть сжатым воздухом; в зависимости от степени загрязнения фильтрующих элементов время пребывания их в кипящем растворе должно быть от 30 мин до 6 ч;

— промойте в дизельном топливе колпак фильтра.

Элемент масляного фильтра турбокомпрессора заменяют в следующем порядке:

Рис. 2-15. Масляный фильтр турбокомпрессора:

1 — болт крепления корпуса; 2 — прокладка; 3 — крышка фильтра; 4 — прокладка корпуса; 5 — фиксатор элемента; 6 — стержень; 7 — корпус; 8 — фильтрующий элемент; 9 — уплотнительная чашка; 10 — уплотнительное кольцо; 11 — пружина; 12 — сливная пробка — выверните сливную пробку 12 (см. рис. 2-15) и слейте масло из корпуса 7 фильтра, после чего заверните пробку;

— отверните болт 1 крепления корпуса, снимите корпус и удалите старый фильтрующий элемент 8;

— тщательно промойте корпус керосином;

— поставьте в корпус новый фильтрующий элемент, прокладку 2 болта, болт и прокладку корпуса 4, установите корпус с элементом на место и тщательно затяните болт крепления корпуса;

— запустите двигатель и поддерживайте минимальную частоту вращения холостого хода до появления масла в корпусе подшипников турбокомпрессора; при этом убедитесь в герметичности фильтра.

При отсутствии фильтрующих элементов фильтра турбокомпрессора (240-1017040-АЗ или 240-1017038-АЗ) допускается устанавливать в фильтр элемент 740-1012040-10 в упаковке 740-1012038-10 (с автомобиля «КамАЗ»).

Через одно ТО-2 (через 1000 ч работы двигателя) заменить прокладку колпака масляного фильтра турбокомпрессора.

Промывка центробежного маслоочистителя:

Рис. 2-16. Центробежный маслоочиститель:

1 — колпак фильтра; 2 — шайба; 3 — колпачковая гайка; 4 — гайка крепления ротора; 5 — упорная шайба; 6 — гайка ротора; 7 — шайба; 8 — сетка; 9,16- втулки ротора; 10 — колпак ротора; 11 — ротор; 12 — заборная трубка; 13 — отражатель; 14 — уплотнительное кольцо; 15 — прокладка колпака; 17 — стопорное кольцо; 18 — подшипник; 19 — ось ротора; 20 — корпус фильтра; 21 — штифт; 22 — сопло ротора -отверните гайку 3 (см. рис. 2-16) колпака фильтра и снимите колпак 1, упорную шайбу 5 ротора и ротор 11 в сборе;

— разберите ротор, отвернув гайку 6, снять шайбу 7 и колпак 10 ротора;

— очистите внутреннюю поверхность колпака ротора и ротор от отложений и промойте их керосином;

— проверьте состояние уплотнительного кольца 14, сопел 22 ротора, упорной шайбы 5 ротора; при необходимости замените прокладку и прочистите сопла ротора; соберите маслоочиститель.

Оцените статью
Добавить комментарий