Техническое обслуживание привода сцепления автомобиля КАМАЗ

 

Рис. 2.23. Механизм выключения сцепления:
а — привод: 1 — педаль; 2, 4 — нижний и верхний упоры; 3 — кронштейн; 5 — рычаг; 6 — эксцентриковый палец; 7 — толкатель поршня; 8 — пружина оттяжная; 9 — главный цилиндр; 10 — гидравлический трубопровод; 11, 12 — передний и задний: корпуса пневмоусилителя; 13 — пробка; 14 —- перепускной клапан; 15 — пневматический трубопровод; 16 чехол защитный; 17 — толкатель поршня пневмоусилителя; 18 — гайка сферическая регулировочная; 19 — редукционный клапан делителя передач;

б — главный цилиндр с бачком: 1 — толкатель поршня; 2 — корпус; 3 — поршень; 4 — корпус бачка; 5 — пробка бачка; А — зазор свободного хода главного цилиндра

Привод сцепления (рис. 2.23, а) представляет собой педаль 1 сцепления с оттяжкой пружиной 8, главный цилиндр 9, рабочий цилиндр в сборе с пневматическим усилителем, трубопроводы и шланги для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к пневмоусилителю, компенсационный бачок, соединенный шлангом с главным цилиндром привода сцепления. Пневматический усилитель закреплен двумя болтами на фланце картера сцепления (делителя) с правой стороны силового агрегата. При нажатии на педаль сцепления давление рабочей жидкости из главного цилиндра передается в пневмоусилитель сцепления на гидравлический поршень и на поршень следящего устройства, которое автоматически изменяет давление воздуха в силовом пневмоцилиндре усилителя пропорционально усилию на педали сцепления.

При ТО-1000 проверяют герметичность привода выключения сцепления, для чего нажимают на педаль сцепления два-три раза. Сильная утечка воздуха обнаруживается на слух, а слабая — с помощью мыльного раствора. Особое внимание следует обратить на воздухопровод 15. Утечку тормозной жидкости проверяют визуально. При обнаружении негерметичности привода ее устраняют подтяжкой или заменой негерметичных элементов.

Необходимо проверить уровень жидкости в бачке гидропривода сцепления, который должен быть на 15…20 мм ниже кромки горловины бачка. При необходимости доливают тормозную жидкость «Нева» или «Томь». Смешивать жидкости различных марок не допускается.

Следует закрепить пневмоусилитель сцепления, затянув болты его крепления [момент затяжки 90… 100 H*м (9…10кгс*м)].

При ТО-1000 необходимо отрегулировать привод сцепления, проверив и установив свободный ход педали сцепления, свободный ход муфты выключения сцепления и полный ход толкателя пневмоусилителя.

 

Рис. 2.24. Проверка и регулировка свободного хода педали сцепления:
1 — главный цилиндр сцепления; 2 — ось педали; 3 — рычаг толкателя; 4 — проушина толкателя; 5 — эксцентриковый палец; 6 — пружина; 7 — педаль; 8 — корончатая гайка

Свободный ход педали сцепления, соответствующий началу работы главного цилиндра, должен составлять 6…15 мм (рис. 2.24). Измеряют свободный ход педали линейкой с делениями, которую упирают в пол кабины на уровне середины площадки педали. Если свободный ход превышает указанные пределы, регулируют зазор. А (рис. 2.23,6) между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра. Для регулировки педаль сцепления устанавливают в крайнее верхнее положение и, предварительно расшплинтовав и ослабив корончатую гайку 8 (см. рис. 2.24), поворачивают эксцентриковый палец 5, который соединяет верхнюю проушину 4 толкателя с рычагом 3 так, чтобы перемещение педали от верхнего упора до момента касания толкателем поршня составило 6…15 мм, после чего затягивают и зашплинтовывают корончатую гайку 8.

Полный ход педали сцепления должен составлять 185… 195 мм. Его регулируют, изменяя положение расположенного в верхней части педали подвижного упора 4 (см. рис. 2.23, я), после чего упор фиксируют контргайкой. Свободный ход муфты выключения сцепления должен составлять 3,2…4,0 мм, что соответствует свободному ходу рычага вала вилки выключения сцепления 4…5 мм (рис. 2.25). Свободный ход муфты выключения сцепления проверяют перемещением вручную рычага 2 при предварительно отсоединенной пружине 1. Регулируют свободный ход рычага сферической гайкой 3 толкателя пневмоусилителя, после чего подсоединяют пружину 1 к рычагу 2.

 

Рис. 2.25. Проверка и регулировка свободного хода рычага вала вилки выключения сцепления:
1 — пружина; 2 — рычаг вала вилки выключения сцепления; 3 — гайка сферическая

Полный ход толкателя пневмоусилителя должен быть не менее 25 мм. При меньшей величине хода не обеспечивается полное выключение сцепления. Полный ход толкателя пневмоусилителя проверяют при нажатии педали сцепления до упора. В случае недостаточного хода толкателя пневмоусилителя еще раз проверяют свободный ход педали сцепления и уровень жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления; при необходимости удаляют воздух из гидросистемы.

Прокачивать гидросистему надо вдвоем. Предварительно очищают от пыли и грязи резиновый защитный колпачок перепускного клапана 14 (см. рис. 2.23, а), снимают его и надевают на головку клапана резиновый шланг. Свободный конец шланга опускают в стеклянный сосуд вместимостью около 0,5 л, заполненный на 1/3… 1/4 высоты рабочей жидкостью. Резко нажав 3…4 раза на педаль сцепления и удерживая педаль в нажатом положении, отвертывают на 1/2… 1 оборот перепускной клапан. О наличии воздуха в гидросистеме свидетельствует выделение пузырьков воздуха из рабочей жидкости, поступающей по шлангу в стеклянный сосуд. После прекращения выхода жидкости при нажатой педали следует завернуть перепускной клапан. При этом необходимо следить за уровнем рабочей жидкости в бачке главного цилиндра, который должен быть не ниже 40 мм от верхнего края бачка. Процедуру повторяют до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из рабочей жидкости, поступающей по шлангу в стеклянный сосуд. Далее, завернув до отказа перепускной клапан, снимают с него шланг, надевают защитный колпачок и доливают рабочую жидкость в бачок главного цилиндра до нормального уровня. Слитая тормозная жидкость может быть использована повторно после ее отстоя для полного удаления воздуха и фильтрации. Качество прокачки проверяют по величине полного хода толкателя пневмоусилителя.

Оцените статью
Добавить комментарий