Средний ведущий мост МАЗ-64229. -6303. -5516

Мост состоит из центрального редуктора (рис. 3-18) и планетарных колесных передач, размещенных в ступицах колес.

Рис. 3-18. Редуктор среднего моста:

1, 12 — сателлиты; 2, 47- опорные шайбы; 3 — ведущая шестерня; 4, 27 — распорные втулки; 5 — регулировочная прикладка; 6, 22, 42 — регулировочные шайбы, 7, 36 — стаканы подшипников, 8, 13, 14, 31, 37, 48 — подшипники; 9 — картер шестерен; 10 — ведомая шестерня; 11, 18, 50 — гайки, 15, 38, 49 — крышки; 16, 40 — сальники, 17, 41 — фланцы, 19 — муфта блокировки межосевого дифференциала; 20 — выключатель; 21 — цилиндр блокировки межосевого дифференциала; 23 — вилка, 24 — упорная шайба; 25 — стопорное кольцо; 26 — ведущая шестерня, 28, 45 — крестовины дифференциалов, 29 — межосевой дифференциал; 30 — вал привода мостов, 32 — цилиндр механизма блокировки межколесного дифференциала; 33 — вал привода заднего моста, 34 — муфта блокировки межколесного дифференциала, 35, 52 — полуоси, 39 — болт; 43 — ведомая шестерня; 44 — межколесный дифференциал, 46 — шестерня полуоси; 51 — стопор гайки

Межколесный дифференциал и колесная передача среднего моста максимально унифицированы с аналогичными узлами заднего моста.

Межколесный дифференциал может иметь механизм для принудительной блокировки.

Привод блокировки

механизма межколесного и межосевого дифференциалов электропневматический. Блокировку дифференциалов следует включать при преодолении скользких участков дороги и выключать ее при крутых поворотах на таких участках дороги. Блокированное положение дифференциала контролируется контрольной лампой.

Регулировка центрального редуктора.

Регулировку проводите при снятом редукторе в следующей последовательности:

— отрегулируйте натяг конических подшипников ведущей конической шестерни;

— отрегулируйте подшипники дифференциала;

— отрегулируйте зацепление конических шестерен по пятну контакта и боковому зазору. После этого подрегулируйте подшипники дифференциала.

Рис. 3-15. Редуктор заднего моста:

1 — ведомая шестерня; 2 — регулировочные прокладки; 3, 13, 18- подшипники; 4, 5 — сальники; б — фланец; 7 — гайка; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — крышка, 10 — болт; 11 — прокладка; 12 — стакан подшипников, 14 — ведущая шестерня, 15 — сателлит; 16, 23 — чашки дифференциала, 17 — гайка; 19 — крышка подшипника, 20 — крестовина, 21 — шестерня полуоси; 22 — опорная шайба; 24 — муфта блокировки дифференциала, 25 — картер моста; 26 — цилиндр механизма блокировки; 27 — поршень, 28 — вилка включения механизма блокировки, 29 — картер редуктора

При этом во избежание нарушения первоначальной регулировки подшипников гайки 17 (см. рис. 3-15) отворачивайте и заворачивайте на один и тот же угол.

Для регулировки подшипников ведущей конической шестерни:

— выньте ведущую коническую шестерню со стаканом подшипников в сборе. Для этого в картере редуктора заднего моста отверните болты крепления стакана 12 подшипников и с помощью демонтажных болтов выньте стакан 12 с шестерней. В редукторе среднего моста отверните болты крепления картера 9 (см. рис. 3-18) шестерен и с помощью демонтажных болтов снимите картер шестерен в сборе с входным валом 30, отогните стопорные пластины, отверните гайки крепления стакана 7 подшипников и снимите стакан подшипников в сборе с ведущей конической шестерней 3;

— определите индикатором осевой зазор в подшипниках;

— закрепите ведущую шестерню в тисках (предохранив от повреждения прокладками из мягкого металла);

— снимите фланец 6 (см. рис. 3-15), крышку 9 с сальниками 4, 5 или шестерню 10 (см. рис. 3-18), внутреннее кольцо ближнего к хвостовику подшипника и регулировочную прокладку 2 (см. рис. 3-15);

— измерьте толщину регулировочной прокладки и рассчитайте необходимую ее толщину для устранения осевого люфта и получения предварительного натяга подшипников (уменьшение толщины прокладки должно равняться сумме измеренного индикатором осевого люфта и натяга подшипников, равного 0,03-0,05 мм);

— прошлифуйте регулировочную прокладку до требуемой величины и соберите ведущую шестерню без закрепления крышки с сальниками. При затяжке гайки фланца поворачивайте стакан подшипников для правильного размещения роликов в своих обоймах;

— проверьте натяг подшипников по значению момента проворачивания стакана подшипников, который должен быть равен 1-3 Н-м (0,1-0,3 кгс-м) (рис. 3-19).

Рис. 3-19. Схема проверки натяга подшипников вала ведущей шестерни.

При нормальном предварительном натяге в подшипниках снимите фланец 6 (см. рис. 3-15), установите на место крышку 9 с сальником и окончательно соберите узел.

Натяг подшипников дифференциала отрегулируйте при снятой ведущей шестерне с помощью гаек 17 (см. рис. 3-15) и 50 (см. рис. 3-18). Гайки заворачивайте специальным ключом (рис. 3-20) на одинаковую глубину до получения нужного предварительного натяга, не нарушая положения ведомой шестерни.

Рис. 3-20. Ключ для регулировочных гаек подшипников дифференциала:

1 — рукоятка; 2 — корпус; 3 — кольцо; 4 — винт; 5 — вставка; 6 — штифт; 7 — головка

Предварительный натяг подшипников определяется значением момента проворачивания дифференциала, который должен быть 2-5 Н-м (0,2-0,5 кгс-м) при снятой ведущей шестерне. Этот момент определяется специальным динамометрическим ключом. При измерении на радиусе чашек дифференциала момент равен 23-57 Н-м (2,4-5,8 кгс-м).

Порядок проверки и регулировки зацепления конических шестерен следующий:

— перед установкой картера подшипников с ведущей шестерней в картер редуктора протрите зубья обеих конических шестерен и на боковые поверхности трех-четырех зубьев нанесите тонкий слой краски;

Таблица 3.2

— руководствуясь табл. 3-2, отрегулируйте зацепление конических шестерен. Перемещение ведущей шестерни обеспечивается изменением количества регулировочных прокладок 5 (см. рис. 3-18) под фланцем стакана 7 подшипников ведущей шестерни. Для перемещения ведомой шестерни пользуйтесь гайками 17 (см. рис. 3-15) или 50 (см. рис. 3-18), чтобы не нарушить регулировку натяга в подшипниках дифференциала, заворачивайте (отворачивайте) указанные гайки на один и тот же угол.

— промойте детали в дизельном топливе, а перед сборкой смажьте.

Подшипники 13 (см. рис. 3-18), регулируйте в такой последовательности:

— отсоедините карданный вал от фланца 17;

— снимите механизм блокировки дифференциала;

— отверните болты крепления картера шестерен 9 и снимите картер в сборе с межосевым дифференциалом;

— разберите межосевой дифференциал, снимите ведущую шестерню 26 и выньте подшипники из шестерни;

— установите внутренний подшипник в гнездо шестерни 26;

— установите упорную шайбу 24, стопорную шайбу 25, вторую упорную шайбу 24 и наружную обойму наружного подшипника;

— для обеспечения предварительного натяга в подшипниках уменьшите толщину набора шайб 22 на величину осевого зазора плюс 0,02-0,03 мм и установите их на место;

— установите внутреннюю обойму подшипника в сборе с сепаратором.

Для проверки предварительного натяга в подшипниках установите на стол пресса шестерню 26 с подшипниками, через оправку (с опорой на торец внутренней обоймы внутреннего подшипника) с небольшим усилием сожмите подшипники. Покачиванием проверьте наличие осевого зазора и легкость проворачивания шестерни.

В качестве оправки можно использовать крестовину 28 и распорную втулку 27 в сборе с шестерней.

Усилие проворачивания ведущей шестерни 26, приложенное на ее наружном диаметре, должно быть 5,4-22 Н {0,55-2,2 кгс).

Подшипники 37 выходного вала 33 регулируют также изменением набора регулировочных шайб 42 в такой последовательности:

— отверните болты 39 и снимите выходной вал 33 со стаканом подшипников 36;

— промойте детали в дизельном топливе и перед сборкой смажьте;

— зажмите вал в тисках, установите внутреннюю обойму внутреннего подшипника с сепаратором на вал;

— установите стакан 36 в сборе с наружными обоймами подшипников;

— установите необходимый набор регулировочных шайб 42, толщина которых уменьшена на величину осевого зазора плюс 0,02-0,03 мм;

— установите сепаратор и внутреннюю обойму наружного подшипника;

— установите фланец 41, затяните гайку. Покачиванием и проворачиванием за фланец 41 проверьте наличие осевого люфта.

Усилие проворачивания, приложенное на радиусе расположения отверстий во фланце, должно быть 6,4-25,5 Н (0,65-2,6 кгс).

После регулировки, отвернув гайку и сняв фланец 41, установите крышку 38 сальника и, собрав узел, затяните гайку фланца. При этом отверстия под шплинт с прорезью в гайке должны совпадать. Затем зашплинтуйте гайку, установите на место вал с подшипниковым узлом и фланцем в сборе.

Оцените статью
Добавить комментарий