Смазочно-очистные работы при техническом обслуживании в начальный период эксплуатации автомобиля КАМАЗ

При ТО-1000 проверяют уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке системы охлаждения и при необходимости доливают ее. Уровень жидкости должен быть на 2/3 высоты бачка. Его проверяют на холодном двигателе, открыв кран контроля уровня на расширительном бачке. Если жидкость из крана не течет, ее уровень недостаточен. В системе охлаждения применяют охлаждающую жидкость Тосол А-40М (до минус 40 °С) или Тосол А-65М (до минус 60 °С). Заменителями служат охлаждающая жидкость Лена 40 (до минус 40 °С)или Лена 65 (до минус 60 °С).

Необходимо проверить уровень масла в муфте опережения впрыска топлива. Для его заливки служат два отверстия на корпусе муфты, закрытые винтами с уплотнительными шайбами. Масло заливают через верхнее отверстие до появления его из нижнего отверстия. Летом при температуре выше плюс 5 °С применяют моторное масло М10Г2К, зимой при температуре от плюс 5 °С до минус 25 °С — моторное масло М8Г2К. Заменителем является всесезонное масло ДВ-АСЗп-ЮВ (М-бз/10В).

Подшипники жидкостного насоса смазывают с помощью ручного шприца или солидолонагнетателя смазкой Литол-24 или Лита до выхода свежей смазки из контрольного отверстия.

Опоры передней и промежуточных тяг управления коробкой передач смазывают смазкой Литол-24 или Лита, ввернув технологические масленки, до выдавливания смазки из зазоров.

Шарниры карданных валов среднего и заднего мостов, а на автомобилях КамАЗ 6×6 — дополнительно основного карданного вала и карданного вала переднего моста смазывают через пресс-масленки смазкой № 158 до выдавливания свежей смазки из-под кромок манжет подшипников крестовин. Заменителем является смазка Литол-24.

Шарниры реактивных штанг задней подвески смазывают через пресс-масленки смазкой Литол-24. Заменители — Солидол «Ж» или Солидол «С».

Поверхность опорной плиты седла седельного устройства покрывают тонким слоем сказки Литол-24, заполняя канавки плиты. Оси губок и оси шарниров седельного устройства смазывают через пресс-масленки смазкой Литол-24 до выхода свежей смазки из зазоров сопряженных деталей. Заменители — Солидол «Ж» или Солидол «С».

При ТО-1000 и ТО-4000 проверяют и при необходимости доливают до требуемого уровня масло в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления. Это делают при установленных прямо передних колесах. Уровень масла должен доходить до верхней метки на указателе в крышке заливной горловины бачка насоса. При меньшем уровне доливают масло марки «Р» при работающем двигателе.

При ТО-1000 доливают, а при ТО-4000 заменяют масло в картере коробки передач. Уровень масла должен доходить до верхней метки указателя уровня масла. При меньшем уровне доливают масло трансмиссионное ТСп-15к (при температуре воздуха не ниже минус 30 °С) или ТСп-10 (при температуре воздуха не ниже минус 45 °С),или ТМ5-12РК. При температуре воздуха ниже минус 30 ° С и отсутствии масла ТСп-10 можно использовать смесь масла ТСп-15к с 10.,.15 % дизельного топлива «А» или «З».

При замене масло сливают через два (для коробки передач модели 14) или три (для коробки передач модели 15) сливных отверстия, расположенных в нижней части картера коробки передач и делителя, для чего вывертывают пробки сливных и заливного отверстий. Очистив магниты сливных пробок от грязи и металлических частиц, промывают картеры коробки передач и делителя. Для промывки заливают 8,5 л (в коробку передач модели 14) или 12 л (в коробку передач модели 15) моторного масла и прокручивают коробку двигателем в течение 5…6 мин при нейтральном положении рычага переключения передач. Затем сливают промывочное и заливают основное масло. Прокрутив коробку передач двигателем в течение 3…5 мин, замеряют уровень масла и при необходимости доливают его до нормы.

При ТО-1000 доливают, а при ТО-4000 заменяют масло в картере раздаточной коробки. Уровень масла должен доходить до верхней кромки контрольного отверстия, расположенного с правой стороны коробки рядом с заливным отверстием. При необходимости доливают масло трансмиссионное ТСп-15к (при температуре воздуха не ниже минус 30 °С).

Заменителями являются масло ТАп- 15В (при темперадуре водуха не ниже минус 25 °С) или смесь масла ТСп-15к с 10… 15 % дизельного топлива «А» или «З» (при температуре воздуха до минус 45 °С). При замене масло сливают через отверстие в нижней части картера коробки, вывернув пробки сливного и заливного отверстий. Перед заливкой масла очищают сливную пробку и место вокруг заливной и контрольных пробок.

При ТО-1000 доливают, а при ТО-4000 заменяют масло в картерах среднего, заднего и переднего ведущего мостов, а также доливают масло в башмаки балансиров задней подвески. Для проверки уровня масла следует вывернуть пробку контрольного отверстия. Если при этом нет течи масла, то необходимо через это отверстие долить масло до уровня его верхней кромки и ввернуть пробки, предварительно очистив место вокруг них. Применяемые масла те же, что и для раздаточной коробки. Для замены масла вывертывают пробки контрольного, заливного и сливного отверстий. После слива масла пробки и места на картерах вокруг пробок очищают. Масло заливают через заливные отверстия.

 

Рис. 2.51. Пресс-масленки для смазывания:
1 — шарниров рулевых тяг; 2 — регулировочного тормозного рычага; 3 — разжимного кулака; 4 — втулок шкворней

При ТО-1000 и ТО-4000 на автомобилях КамАЗ 6×4 смазывают элементы Передней оси через пресс-масленки (рис. 2.51) смазкой Литол-24 до выхода свежей смазки из зазоров сопряженных деталей. При пользовании ручным шприцем следует делать не более пяти ходов, а солидолонагнетателем —выдержку не более 3 с во избежание попадания излишков смазки на тормозные колодки и барабан. Заменителями указанной смазки являются Солидол «Ж» или Солидол «С», а для регулировочных тормозных рычагов — также смазка УСс-А.

При ТО-1000 и ТО-4000 на автомобилях КамАЗ 6×6 смазывают подшипники шкворней поворотных кулаков переднего моста через пресс-масленку до выдавливания свежей смазки из контрольного отверстия, предварительно вывернув пробку. При этом используют смесь 50 % смазки Литол-24 и 50 % масла ТСп-15к. Вместо смазки Литол-24 в смеси может использоваться смазка Лита.

При ТО-1000 и ТО-4000 пальцы передних рессор смазывают через пресс-масленки смазкой Литол-24 до выхода свежей смазки из зазоров сопряженных деталей. Заменители — Солидол «Ж» или Солидол «С». Аналогично смазывают регулировочные тормозные рычаги среднего и заднего мостов. Для них заменителем смазки Литол-24 является смазка УСс-А.

При ТО-1000 и ТО-4000 подшипники муфты выключения сцепления и вала вилки выключения сцепления смазывают через пресс-масленки смазкой Литол-24 или Лита, сделав не более трех ходов при смазываний ручным шприцем и выдержав не более 2 с при смазывании солидолонагнетателем.

При ТО-1000 и ТО-4000 втулки разжимных кулаков тормозов среднего и заднего мостов смазывают через пресс-масленки смазкой Литол-24. При пользовании ручным шприцем следует делать не более пяти ходов, а солидолонагнетателем — выдержку не более 3 с во избежание попадания излишков смазки на тормозные колодки и барабан. Заменители указанной смазки — Солидол «Жи или Солидол «С».

Оси передних опор кабины и тяго-во-сцепное устройство смазывают через пресс-масленки смазкой Литол-24 до выхода свежей смазки из зазоров сопряженных деталей. Заменители — Солидол «Ж» или Солидол «С».

Оси шарниров опрокидывания платформы автомобиля-самосвала смазывают через пресс-масленки, ввернутые в торцы опорных пальцев шарниров, смазкой Литол-24 до выхода свежей смазки из зазоров сопряженных деталей. Заменители — Солидол «Ж» или Солидол «С».

При ТО-4000 заменяют масло в картере двигателя. Для этого после остановки прогретого двигателя вывертывают сливную пробку в поддоне картера, сливают масло, обтирают и ввертывают пробку на место. Очистив маслозаливную горловину от пыли и грязи, заливают масло до отметки «В» на маслоизмерительном щупе. Затем пускают двигатель и после его работы в течение 3…4 мин на малой частоте вращения коленчатого вала для заполнения масляных полостей останавливают двигатель и доливают масло до отметки «В». Летом (при температуре выше плюс 5 °С) следует применять моторное масло МЮГгк, зимой (при температуре от плюс 5 °С до минус 25 °С) — М8Г2к. Заменитель — всесезонное масло ДВ-АСЗп-ЮВ (М-бз/10В).

 

Рис. 2.52. Центробежный масляный фильтр:
1 — корпус; 2, 4 — колпаки ротора и фильтра; 3— ротор; 5 — гайка крепления колпака ротора; 6 — упорный шарикоподшипник; 7 — упорная шайба; 8, 9 — гайки крепления ротора и колпака фильтра; 10, 13 — верхняя и нижняя втулки ротора; 11 — ось ротора; 12 — экран; 14 — палец стопора; 15 — пластина стопора; 16 — пружина стопора; 17 — трубка отвода масла

Перед заливкой масла промывают фильтр центробежной очистки масла (рис. 2.52), установленный на передней крышке блока цилиндров с правой стороны двигателя. При работе двигателя масло из радиаторной секции насоса под давлением подается в фильтр и, вытекая из щели-сопла в оси 11 ротора, а также через тангенциальные сопла, приводит во вращение ротор 3 в сборе с колпаком 2. Под действием центробежных сил механические частицы отбрасываются к стенкам колпака ротора и задерживаются, а очищенное масло через отверстие в оси ротора и трубку 17 поступает в воздушно-масляный радиатор или сливается через сливной клапан в корпусе фильтра, отрегулированный на давление 50… 70 кПа (0,5…0,7 кгс/см ), в картер двигателя. Перепускной клапан, установленный в корпусе фильтра и отрегулированный на давление 60…65 кПа (6,0…6,5 кгс/см2), ограничивает максимальное давление перед центрифугой. Для промывки фильтра следует отвернуть гайку 9 колпака фильтра, снять колпак 4 и повернуть колпак 2 ротора вокруг оси так, чтобы стопорные пальцы 14 вошли в отверстия ротора. Отвернув гайку 5, снимают колпак 2 ротора. Затем необходимо проверить затяжку гайки 8 крепления ротора на оси и при необходимости подтянуть ее [момент затяжки 80…90 Н»м (8… 9 кгс^м)]. Удалив осадок из колпака ротора, промывают его растворяющим эмульгирующим средством AM-15 или Ритм-76, либо моющим раствором МС-6 или МС-8. Перед сборкой необходимо проверить состояние уплотни-тельной прокладки ротора и прокладки колпака фильтра, поврежденные прокладки заменить. При сборке фильтра во избежание нарушения балансировки необходимо совместить метки на колпаке и роторе. Перед установкой колпака 4 фильтра следует отжать пальцы стопорного устройства и проверить легкость вращения ротора, затем поставить колпак и завернуть гайку 9 [момент затяжки 20…30 Н*м (2…3 кгсвм)].

 

Рис. 2.53. Полнопоточный фильтр очистки масла:
1 — стержень; 2 — стопорное кольцо; 3 — шайба; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — пружина колпака; 6 — уплотнитсльная чашка; 7 — шайба; 8 — пружина перепускного клапана; 9 — винт сигнализатора; 10 — пробка перепускного клапана; 11, 18, 20, 25 — прокладки; 12 — регулировочная шайба; 13 — корпус сигнализатора; 14 — подвижной контакт сигнализатора; 15 — пружина контакта сигнализатора; 16 — перепускной клапан; 17 — пробка; 19 — корпус фильтра; 21 — втулка корпуса; 22 — уплотнительное кольцо; 23 — фильтрующий элемент; 24 — колпак; 26 — сливная пробка

При ТО-4000 заменяют фильтрующие элементы полнопоточного фильтра очистки масла (рис. 2.53). Он установлен на правой стороне блока цилиндров двигателя и состоит из корпуса 19, колпаков 24 и двух фильтрующих элементов 23. В случае предельного засорения элементов фильтр работает с открытым перепускным клапаном 16, что может привести к задиру и провороту вкладышей коленчатого вала. Для определения момента предельного засорения элементов в конструкции фильтра предусмотрен сигнализатор засоренности, совмещенный с перепускным клапаном. При открытии перепускного клапана контакты сигнализатора замыкаются и загорается красная сигнальная лампочка, установленная на щитке приборов автомобилей, выпускаемых, начиная с 1980 г.

Для замены фильтрующих элементов следует вывернуть сливные пробки 26 и слить масло, затем вывернуть стержень 1 крепления колпака фильтра, снять колпак 24 вместе с фильтрующим элементом 23 и вынуть фильтрующий элемент из колпака. Аналогично снимают второй колпак и фильтрующий элемент. Колпаки промывают в моющем растворе МС-6 или МС-8. Необходимо проверить состояние уплотнительных колец 22, поврежденные кольца заменить. Собирают фильтр в обратной последовательности, после чего проверяют его герметичность при работающем двигателе.

При ТО-4000 заменяют фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива и сливают отстой из фильтра грубой очистки топлива. Фильтр тонкой очистки окончательно очищает топливо перед поступлением в топливный насос высокого давления. Он установлен в самой высокой точке системы питания для сбора и удаления в бак проникшего в систему воздуха вместе с частью топлива. Для замены фильтрующих элементов следует вывернуть на два-три оборота сливные пробки и слить топливо из фильтров, после чего пробки завернуть. Вывернув болты крепления колпаков фильтров, снимают колпаки и вынимают из них фильтрующие элементы. Колпаки промывают в дизельном топливе и обдувают сжатым воздухом. Установив в каждый колпак новый фильтрующий элементе уплотнительными прокладками, устанавливают колпаки с элементами на место и завертывают болты их крепления. Герметичность фильтра проверяют при работающем двигателе.

 

Рис. 2.54. Фильтр грубой очистки топлива:
1 — сливная пробка; 2 — стакан; 3 — успокоитель; 4 — сетка фильтрующая; 5 — отражатель; 6 — распределитель; 7 — болт; 8 — фланец; 9 — кольцо уплотнительное; 10 — корпус

Фильтр грубой очистки топлива (рис. 2.54) предварительно очищает топливо, поступающее в топливоподкачивающий насос низкого давления. Он установлен на всасывающей магистрали системы питания с левой стороны автомобиля на раме. Стакан 2 фильтра соединен с корпусом 10 четырьмя болтами 7 и уплотнен кольцом 9. Топливо, поступающее из топливного бака через подводящий штуцер, стекает в стакан. Крупные частицы и вода собираются в нижней части стакана. Из верхней части через фильтрующую сетку 4 и отводящий штуцер топливо подается к топливоподкачивающему насосу. Отстой из фильтра сливают, отвернув пробку 1 до тех пор, пока не пойдет чистое топливо без признаков воды. При образовании воздушных пробок, препятствующих сливу отстоя, следует прокачать топливо насосом ручной подкачки. Если это не приводит к положительному результату, необходимо аккуратно прочистить сливное отверстие фильтра проволокой, не повредив сетку 4, либо снять стакан 2 и промыть его.

При ТО-4000 промывают фильтрующий элемент насоса гидроусилителя рулевого управления, для чего необходимо снять крышку бачка насоса и вывернуть фильтрующий элемент. Для его промывки используют растворяющее эмульгирующее средство AM-15 или Ритм-76, либо моющий раствор МС-6 или МС-8. После промывки фильтрующий элемент обдувают сжатым воздухом и устанавливают в бачок насоса.

 

Рис. 2.55. Предохранитель от замерзания:
а — в выключенном положении; б — во включенном положении;
1 — пробка сливная; 2 — тяга включения предохранителя; 3 — пробка барашковая

При ТО-4000, если предстоит эксплуатация автомобиля при температуре ниже плюс 5 °С, заменяют спирт в предохранителе от замерзания (рис. 2.55). Для этого, вывернув сливную пробку 1, сливают отстой из корпуса и завертывают пробку на место. Затем выключают предохранитель, опустив рукоятку тяги 2 в нижнее положение и зафиксировав ее поворотом на 90°. Вывернув барашковую пробку 3 с указателем уровня спирта, заливают спирт до уровня верхней риски на указателе и завертывают пробку. Включают предохранитель, подняв рукоятку тяги 2 вверх и зафиксировав ее поворотом на 90°.

Оцените статью
Добавить комментарий