Ремонт системы охлаждения

Водяной насос. Характерной неисправностью водяного насоса (см. рис. 2-18) является течь воды через сальник крыльчатки в результате износа текстолитового кольца 16.

О неисправности сальникового уплотнения свидетельствует течь воды из дренажного отверстия на корпусе водяного насоса, которую можно устранить перевертыванием текстолитового кольца обратной стороной (неизношенной) к торцу втулки, запрессованной в корпус, или одновременной заменой кольца и резиновой манжеты.

Закупоривание дренажного отверстия для устранения подтекания сальника не допускается, так как вода, просачивающаяся из насоса, попадает в подшипники и выводит их из строя.

Для ремонта сальникового уплотнения необходимо:

— снять водяной насос с двигателя;

— отвернуть гайки крепления крышки 22 корпуса 1, снять крышку с уплотнительным кольцом 17;

— удерживая от поворота валик 3 за шкив 7, отвернуть колпачковую гайку 18 и съемником снять крыльчатку 21 с валика насоса, снять стопорное кольцо 15 сальника крыльчатки и вынуть из нее все детали сальника.

Пригодность деталей сальника определяется внешним осмотром. Текстолитовое кольцо не должно иметь на рабочей поверхности сколов, трещин, задиров. Незначительные задиры и риски устраняются притиркой кольца.

Манжета сальника должна быть эластичной, без надрывов, плотно прилегать к валу и текстолитовому кольцу.

Собирать сальник крыльчатки следует в следующем порядке: вставить в корпус крыльчатки пружину 20 сальника, затем резиновую манжету 19 в сборе с внутренней и наружной обоймами, текстолитовое и стопорное кольца сальника.

После установки стопорного кольца текстолитовое должно свободно перемещаться вдоль пазов крыльчатки при нажатии рукой и возвращаться в первоначальное положение под действием пружины.

Часть валика насоса на которой сидит резиновая манжета, перед установкой крыльчатки должна быть смазана мылом, а торец втулки, соприкасающийся с текстолитовым кольцом, — тонким слоем графитовой смазки. Это исключает возможность задирания рабочей поверхности манжеты и повышает качество притирки рабочих поверхностей текстолитового кольца и торца втулки.

После установки крыльчатки на место колпачковую гайку крепления крыльчатки необходимо затянуть до отказа и застопорить шайбой. br>

Рис. 2-18. Водяной насос:

1 — корпус насоса; 2 — перепускной ниппель; 3 — валик; 4 — шарикоподшипники; 5 — стопорное кольцо; 6 — втулка; 7 — шкив привода; 8,9,10- гайки; 11 — регулировочные прокладки; 12 — шпилька; 13 — водосбрасыватель; 14 — втулка корпуса; 15 — стопорное кольцо сальника; 16 — упорное кольцо; 17 — уплотнительное кольцо; 18 — гайка крепления крыльчатки; 19 — манжета сальника; 20 — пружина; 21 — крыльчатка; 22 — крышка корпуса

При полной разборке насоса для замены подшипников и валика крыльчатку снимают с валика насоса, как указывалось выше; отвертывают гайку 10 (см. рис. 2-18) крепления шкива 7 и снимают шкив с валика насоса при помощи съемника, вынимают стопорное кольцо 5; вынимают из корпуса насоса валик в сборе с подшипниками.

При наличии трещин любого размера и расположения корпус не ремонтируют, а заменяют.

Собирают насос в обратном порядке. Полость корпуса между шарикоподшипниками должна быть заполнена смазкой «Литол-24» или ЦИАТИМ-201.

Валик насоса после сборки должен вращаться свободно, без заеданий.

При установке насоса на двигатель прокладку между фланцем насоса и крышкой шестерен распределения рекомендуется заменить.

Привалочные плоскости фланца насоса и крышки шестерен распределения должны быть предварительно очищены от остатков старой прокладки, а новая должна быть смазана с обеих сторон герметизирующей незасыхающей пастой.

Радиатор. При обнаружении течи в трубках радиатора, в местах соединения верхнего и нижнего бачков с сердцевиной радиатора или обнаружении трещин в паяных швах, бачках радиатора или отрыве деталей радиатор для ремонта снимается с автомобиля.

Для снятия радиатора выполните следующее:

— слейте охлаждающую жидкость из системы через краники, расположенные на патрубке водяного насоса и на бобышках в задней части блоков цилиндров; отсоедините со стороны радиатора шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости;

— перекройте краник, расположенный на левой стороне блока цилиндров;

— отсоедините в месте подсоединения к двигателю подводящий и отводящий шланги масляного радиатора и слейте остаток масла из шлангов;

— отсоедините трос привода шторки радиатора (в месте крепления его к барабану и в двух точках крепления оболочки троса на радиаторе);

— отверните гайки крепления растяжек радиатора и снимите верхние подушки;

— отверните болты крепления растяжек радиатора на первой поперечине рамы и снимите растяжки;

— отверните гайки крепления радиатора на кронштейнах рамы и снимите блок радиаторов, поднимая его вверх;

— отсоедините от радиатора охлаждения масляный радиатор со шторкой в сборе, расширительный бачок и кожух крепления вентилятора.

При ремонте радиатора допускается заглушивание не более трех его трубок.

Собранный и запаянный радиатор промывается щелочным раствором для нейтрализации кислоты, а затем водой для удаления щелочи.

Отремонтированный радиатор рекомендуется испытать на герметичность. Для проверки его опускают в воду, а внутрь подают воздух под давлением 50 кПа. Отсутствие пузырьков воздуха указывает на исправность радиатора.

Установку радиатора на место выполняйте в обратном порядке.

В случае провисания полотна шторки (шторка не полностью наматывается на барабан) нужно снять шторку с барабаном в такой последовательности:

-отсоедините трос 4 (рис. 2-19) привода шторки от кронштейна 14 барабана;

Рис. 2-19. Привод шторки радиатора:

1 — расширительный бачок системы охлаждения двигателя; 2 — радиатор системы охлаждения двигателя; 3 — водозаливная горловина; 4 — трос привода шторки; 5 — маслоизмерительный щуп; 6 — масляные радиаторы; 7 — краник для отключения (включения) масляных радиаторов; 8 — шторка; 9 — барабан; 10 — маслозаливная горловина; 11 — направляющая кронштейна барабана; 12 — ось; 13 — пружина; 14 — кронштейн барабана

— отсоедините и снимите направляющие 11 кронштейна 14 барабана, а затем барабан 9 со шторкой 8;

— выбейте ось 12 из кронштейна со стороны лыски на оси и намотайте полотно на барабан:

— проверните ось против часовой стрелки с помощью инструмента на четыре оборота относительно барабана.

Удерживая ось от проворачивания, вставьте ее в отверстие кронштейна;

— проверьте, полностью ли наматывается полотно на барабан.

При необходимости дополнительно закрутите пружину, как описано выше.

Оцените статью
Добавить комментарий