Ремонт. Разборка коробки передач ЯМЗ -238А

Коробку передач следует разбирать в следующей последовательности:

— отсоединить от воздухораспределителя воздуховоды;

— снять верхнюю крышку 4 (см. рис. 3-5) дополнительной коробки с механизмом управления в сборе;

Рис. 3-5. Коробка передач ЯМЗ-238А:

А — основная коробка; Б — дополнительная коробка; В — предохранитель включения заднего хода; Г — разрез по фиксаторам и замкам штоков в основной коробке; Д — стопорное устройство для выключения дополнительной коробки при буксировке автомобиля; Е — датчик сигнализатора включения дополнительной коробки; 1 — первичный вал; 2 — крышка первичного вала; 3 — картер сцепления; 4 — верхняя крышка основной коробки; 5 — вторичный вал основной коробки; 6 — сапун; 7 — воздухораспределитель; 8 — воздухопроводы; 9 — стопорный болт для выключения дополнительной коробки при буксировке автомобиля; 10 — вилка; 11 — шестерня вторичного вала дополнительной коробки; 12 — верхняя крышка дополнительной коробки; 13 — шток; 14 — пневматический цилиндр; 15 — вторичный вал дополнительной коробки; 16 — фланец крепления карданного вала; 17 — крышка подшипника промежуточного вала; 18 — картер дополнительной коробки; 19 — промежуточный вал дополнительной коробки;20 — большой синхронизатор; 21 — малый синхронизатор; 22 — шестерня понижающей передачи; 23 — картер основной коробки; 24 — каретка включения заднего хода; 25 — шестерня заднего хода; 26 — промежуточный вал основной коробки; 27 — шестерня 1-Й передачи; 28 — синхронизатор включения 1 -й-2-и передач 29 — заборник масляного насоса; 30 — шестерня 1-й передачи; 31 — шестерня 4-й передачи; 32 — шестерня отбора мощности; 33 — шестерня привода про межуточного вала; 34 — масляный насос; 35 — выключатель; 36 — синхронизатор включения З-й-4-й передач; 37 — шток вилки переключения заднего хода;38 — предохранитель включения заднего хода; 39 — шток вилки переключения 3-Й-4-Й передач; 40 — шток вилки переключения 1-й-2-й передач

— расшплинтовать и вывернуть три стопорных болта на обойме малого синхронизатора 21 дополнительной коробки;

— снять малый синхронизатор со вторичного вала 5 основной коробки;

— отвернуть гайки крепления картера 18 дополнительной коробки к картеру 23 основной коробки передач;

— отсоединить дополнительную коробку от основной коробки передач;

-снять фланец 16 крепления карданного вала 15, крышку вторичного вала, червяк привода спидометра, шариковый подшипник задней опоры, роликовый подшипник передней опоры, каретку синхронизатора и извлечь вал вместе с роликовым подшипником задней опоры

Дальнейшая разборка дополнительной коробки передач сложности не представляет. Валы из картера коробки необходимо вынимать в сборе.

Для разборки основной коробки передач сначала необходимо снять стопорное кольцо подшипника вторичного вала, затем с помощью болтов-съемников — центрирующее кольцо подшипника вторичного вала.

Валы из картера основной коробки передач необходимо вынимать в сборе.

После разборки узла коробки детали нужно промыть в керосине или дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом.

Наружным осмотром выявить трещины, обломы, срывы резьбы, выкрашивание и обломы зубьев шестерен и другие дефекты. Шестерни подлежат замене в случае наличия трещин или обломов зубьев, а также их повышенного износа.

Наиболее быстро изнашиваемый узел коробки передач — синхронизатор, у которого возможны такие дефекты, как ослабление посадки штифтов муфты на каретке, износ конусных колец, зубьев кареток и шлицевых отверстий.

При ослаблении муфты на каретке синхронизатора негодные штифты высверливают и на их место вставляют новые с обваркой латунью. Место заварки зачищают.

После замены вышедших из строя деталей собирают коробку передач в обратном порядке.

При установке коробки передач на автомобиль рекомендуется пользоваться подъемниками или специальными подставками во избежание поломки или изгиба ведомых дисков сцепления.

После установки коробки передач проводят регулировку ее привода.

Оцените статью
Добавить комментарий