Ремонт, обслуживание и устройство, централизованный ремонт двигателей автомобиля КАМАЗ

В последнее время фирменной системой КамАЗа на основе проведенных совместно с Научно-техническим центром КамАЗа и Московским автомобильно-дорожным институтом научно-исследовательских и практических работ изменена структура ремонтного цикла двигателей. Наряду с традиционными видами ремонта: капитальным, выполняемым на заводах по ремонту двигателей, и текущим, выполняемым на автотранспортных предприятиях, двигатели подвергаются централизованному ремонту по техническому состоянию (ЦРТС). В ЦРТС направляются двигатели, которые до последнего времени проходили сложные виды текущих ремонтов на местах их эксплуатации, а также двигатели, предполагаемые к отправке в капитальный ремонт, если они по своему техническому состоянию капитального ремонта не требуют.

ЦРТС выполняется необезличенным методом на автоцентрах КамАЗа и авторемонтных предприятиях. В ЦРТС, как правило, принимаются двигатели, не выработавшие доремонтный и послеремонтный ресурсы, установленные в нормативно-технической документации. За периоды до и после капитального ремонта двигатель проходит, как правило, по одному ЦРТС. В отдельных случаях, если позволяет техническое состояние, двигатель вместо капитального ремонта может быть направлен в повторный ЦРТС.

Схема технологического процесса ЦРТС основана на принципах серийного производства и характеризуется широким использованием типовых технологических процессов. Ее суть состоит в том, что каждому двигателю по результатам предремонтного диагностирования, которое может проводиться перед его отправкой в ремонт (до снятия с автомобиля) либо при приемке в ремонт (на испытательном стенде), назначается один из заранее разработанных технологических маршрутов типового технологического процесса ремонта. У двигателей, направленных по одному технологическому маршруту, устраняются все дефекты, предусмотренные маршрутом, независимо от наличия того или иного дефекта на конкретном двигателе. Это сопровождается некоторым увеличением объемов разборочно-сборочных работ ввиду неполного соответствия, с одной стороны, фактических сочетаний дефектов двигателей, направленных по соответствующему технологическому маршруту, и с другой, — сочетания дефектов, устранение которых предусмотрено данным маршрутом. Однако оно будет компенсироваться сокращением объема контрольно-диагностических операций, так как в этом случае не требуется локализация всех дефектов, а достаточно установить наличие или отсутствие только тех дефектов, которые определяют распределение двигателей по технологическим маршрутам. Кроме того, принципиально изменяется организация производства, что выражается в повышении его серийности и сопровождается повышением производительности труда и качества ремонта.

Двигатели в соответствии с назначенными им технологическими маршрутами распределяются по специализированным рабочим местам, причем на одном рабочем месте могут выполняться один или несколько технологических маршрутов. При разборке двигателя с него снимают составные части, демонтаж которых предусмотрен назначенным технологическим маршрутом. Снятые составные части, замена которых не предусмотрена выполняемым технологическим маршрутом, проходят мойку в индивидуальной таре и возвращаются на специализированное рабочее место, а составные части, замена которых предусмотрена выполняемым технологическим маршрутом, направляются на мойку в общей таре, а затем подвергаются дефектации. На рабочие места подаются ремонтные комплекты (комплекты деталей, необходимые и достаточные для выполнения ремонта по назначенному технологическому маршруту).

Эффективность и качество ЦРТС в значительной степени зависят от используемых методов и средств технического диагностирования. Однако при предремонтном диагностировании неизбежны ошибки типа «ложная неисправность» (ошибки первого рода) и «пропуск неисправности» (ошибки второго рода). Повысить достоверность распознавания технического состояния ремонтируемого двигателя и правильность назначения технологического маршрута ремонта можно путем введения дополнительных контрольно-диагностических операций непосредственно в процесс разборки двигателя, т. е. приремонтного диагностирования. Кроме того, приремонтное диагностирование дает возможность локализации таких неисправностей, которые принципиально не могут быть выявлены при предремонтном диагностировании. Определение технического состояния частично разобранного двигателя также позволяет исключить искажающие влияния на определяемый диагностический параметр некоторых структурных параметров.

Результаты приремонтного диагностирования могут подтвердить или опровергнуть правильность назначения технологического маршрута. В первом случае выполняется весь комплекс разборочно-сборочных работ, предусмотренных технологическим маршрутом, после чего двигатель поступает на обкатку и испытания. В случае ошибочного назначения технологического маршрута двигателю по результатам приремонтного диагностирования назначается другой маршрут, выполняемый на этом же или на другом рабочем месте.

В случае обнаружения дефектов отремонтированных двигателей при контрольной приемке они либо устраняются на месте, либо, если это технически невозможно или экономически нецелесообразно, двигатель направляется в повторный ремонт.

Действующей нормативно-технической документацией на ЦРТС предусмотрено выполнение шести технологических маршрутов (табл. 5.10).

Таблица 5.10. Характеристика технологических маршрутов ЦРТС

Все технологические маршруты являются частями комплексного технологического маршрута, и приведены в нормативна-технической документации на ЦРТС

При предремонтном диагностировании используются номинальные, предельные, допускаемые и условно-допускаемые значения диагностических параметров.

Номинальные значения диагностических параметров имеют автомобили и их составные части, изготовленные или капитально отремонтированные в соответствии с техническими условиями, после их обкатки и регулирования.

Предельное значение диагностического параметра — это его наибольшее или наименьшее значение, которое может иметь работоспособное изделие.

Допускаемым является такое граничное значение диагностического параметра, при котором сопряжение, техническое состояние которого характеризует этот параметр, способно без каких-либо воздействий сохранять работоспособность и исправность до следующего планового контроля.

Условно-допускаемым значением диагностического параметра является его ужесточенное допускаемое значение. Условно-допускаемые значения диагностических параметров используются для назначения ремонтных воздействий в случаях, когда какой-либо другой (иди другие) диагностический параметр вышел за допускаемое значение.

Таблица 5.11. Нормативные значения диагностических параметров

Сравнение диагностического параметра с условно-допускаемым значением позволяет установить целесообразность планового попутного ремонта сопряжения, которое без этого ремонта было бы способно сохранять работоспособность и исправность до следующего планового контроля, осуществляемого обычно с периодичностью ТО-2. В табл. 5.11 приведены значения диагностических параметров, используемых при предремонтном диагностировании двигателей КамАЗ, а в табл. 5.12 — условно-допускаемые значения и требуемые при различных их сочетаниях ремонтные воздействия.

Таблица 5.12. Правила назначения ремонтных воздействий

Оцените статью
Добавить комментарий