Ремонт, обслуживание и устройство, окончательная сборка двигателя автомобиля КАМАЗ

На головки цилиндров устанавливают прокладки водяных труб и сами водяные трубы 16 и 23 (см. рис. 5.8), завертывают болты 21 крепления с пружинными и плоскими шайбами 22. Затяжку болтов выполняют в два приема, окончательно — с моментом 25…30 Н*м (2,5…3,0 кгс*м). Установив на двигатель уплотнительные кольца жидкостного насоса, монтируют насос в сборе с подводящей трубой, ее патрубком правой стороны блока цилиндров и включателем гидромуфты привода вентилятора, завертывают болты крепления (с пружинными и плоскими шайбами) жидкостного насоса. Затем завертывают, подложив под них плоские шайбы 4, болты 1 и 3 крепления патрубка 2 подводящей трубы 30 правой стороны блока цилиндров и включателя гидромуфты привода вентилятора [момент затяжки 25…30 Н*м (2,5…3,0 кгс*м)].

В жидкостной насос устанавливают перепускную трубу водяной коробки в сборе, соединяют водяную коробку 10 с перепускной трубой 27 и устанавливают на двигатель соединительный фланец 14 с уплотни-тельным кольцом 15 и водяную коробку в сборе с перепускной трубой. Подложив под болты 5, 6 пружинные и плоские шайбы, затягивают болты М10 (момент затяжки 35…40 Н*м (3,5…4,0 кгс*м)] и болты М8 [момент затяжки 20…25 Н*м (2,0…2,5 кгс*м)].

На двигатель устанавливают прокладки 16 (см. рис. 4.7), впускной коллектор правый 1 в сборе и завертывают болты 14, подложив под них волнистые шайбы 15, в два приема, окончательно — с моментом 25…30 Н*м (2,5…3,0 кгс*м). Аналогично устанавливают впускной коллектор левый 13. На торцы впускных коллекторов накладывают прокладки 5, соединительный патрубок 6 впускных коллекторов и завертывают болты 8, подложив под них волнистые шайбы 9 [момент затяжки 10.. Л 5 Н*м (1 ,0… 1,5 кгс*м)].

Сняв технологические заглушки, смазывают уплотнительные шайбы форсунок смазкой Литол-24 и устанавливают форсунки в сборе с уплотнительными и защитными шайбами. Необходимо следить за тем, чтобы форсунки были одной группы по ходу иглы распылителя. Установив скобы крепления форсунок на шпильки и опору так, чтобы загнутый конец скобы был направлен вверх, завертывают гайки крепления форсунок [момент затяжки 36 … 40 Н*м (3,6… 4,0кгс*м)].

В отверстия впускных коллекторов ввертывают штифтовые запальные свечи так, чтобы патрубки под топливопроводы были направлены в сторону развала блока цилиндров.

На двигатель устанавливают фильтр 11 (см. рис. 2.20) тонкой очистки топлива и завертывают гайки его крепления, подложив под них плоские и пружинные шайбы [момент затяжки 35…40 Н*м (3,5..4,0 кгс*м)]. Вынув технологические заглушки из отверстий головок цилиндров и трубопровода, устанавливают дренажный трубопровод 19 форсунок левых головок цилиндров в сборе с тройником 17, подкладывают уплотнительные шайбы и завертывают болты крепления дренажного трубопровода и болт крепления тройника [момент затяжки 50… 55 Н*м (5,0…5,5 кгс*м)]. Аналогично устанавливают; дренажный трубопровод 8 форсунок правых головок цилиндров. Подложив уплотнительные шайбы, ставят кляммеры, наживляют болты крепления дренажного трубопровода, болты крепления кляммеров, подсоединяют к тройнику 17 трубопровод 8 и окончательно затягивают болты крепления дренажного трубопровода и болты крепления кляммеров [момент затяжки 50…55 Н*м (5,0… 5,5 кгс*м)].

Установив фиксатор маховика в паз маховика, поворачивают коленчатый вал так, чтобы риска на полумуфте привода ТНВД находилась в верхнем вертикальном положении. Устанавливают ТНВД в сборе в расточку блока цилиндров без перекосов и совмещают метки II (см. рис 2.9) на кориуме ТНВД и муфте опережения впрыска топлива. Надев на болты крепления ТНВД пружинные шайбы, помещают болты в пробки и затягивают их крест-накрест в два приема [окончательный момент затяжки 14…18 Н*м (1,4…1,8 кгс*м)].

Затем устанавливают задний фланец 9 (см, рис. 5.7) ведущей прлумуфты привода ТНВД, совместив паз во фланце со шпонкой, и завертывают гайку 12, подложив под нее пружинную шайбу 11. Метки I и II (см. рис 2.9) должны находиться вверху и совпадать. На задний фланец 9 (см. рис. 5.7) ведущей полумуфты помещают задние пластины 15 и завертывают болты 14, подложив под них пружинные и плоские 13 шайбы. Установив ведущую полумуфту 16 в сборе с передним фланцем 27 и передними пластинами 26, ослабляют стяжной болт 29 переднего фланца, присоединяют передний фланец с передними пластинами в сборе к ведомой полумуфте и завертывают болты 20, подложив под них пружинные 19 и плоские 18 шайбы. Для соединения задних пластин 15 ведущей полумуфты с ведущей полумуфтой завертывают болты, подложив под них пружинные и плоские шайбы, после чего затягивают стяжной болт 29 переднего фланца.

K блоку цилиндров присоединяют фланец трубки отвода масла с уплотнительным кольцом и завертывают болты, подложив под них пружинные и плоские шайбы. Установив трубку подвода масла в сборе с болтами и шайбами, закрепляют болты [момент затяжки 45…50 Н*м (4,5…5,0 кгс*м)].

Вынув из отверстия штуцера насоса низкого давления и подводящего топливопровода от фильтра грубой очистки топлива технологические заглушки, устанавливают подводящий топливопровод на штуцер насоса низкого давления и присоединяют его, завернув накидную гайку. Установив на двигатель скобу крепления подводящего топливопровода от фильтра грубой очистки топлива к ТНВД, завертывают болт крепления скобы с пружинной шайбой.

Затем устанавливают электромагнитный клапан 7 (см. рис 2.20) в сборе с кронштейном и трубками, закрепляют кронштейн на ТНВД болтами с шайбами. К факельным свечам 9 присоединяют подводящие топливопроводы, завернув накидные гайки.

Сняв технологические заглушки устанавливают отводящий топливопровод 4 от ТНВД к фильтру тонкой очистки топлива и присоединяют его к фильтру, завернув болт с плоскими медными шайбами. Следует использовать только отожженные шайбы, для чего их нагревают до малинового цвета и охлаждают на воздухе. К ТНВД присоединяют топливопровод 6 к электромагнитному клапану и топливопровод 12 от фильтра тонкой очистки топлива к ТНВД, завертывают болт с плоскими медными отожженными шайбами. Аналогично устанавливают дренажный топливопровод фильтра тонкой очистки топлива, завернув болт с плоскими медными отожженными шайбами.

Установив на шпильку правого впускного коллектора втулку и скобу с резиновой прокладкой крепления топливопроводов к коллектору, завертывают гайку с пружинной шайбой. Подводящий топливопровод насоса низкого давления крепят к регулятору частоты вращения скобой, завернув болты крепления с пружинными шайбами.

Сняв технологические заглушки, устанавливают топливопроводы 1 высокого давления и закрепляют их, навернув соединительные гайки на штуцеры ТНВД и форсунок. Установив на шпильки втулки и скобы с прокладками крепления топливопроводов высокого давления, закрепляют топливопроводы гайками с пружинными шайбами. При установке скоб крепления топливопроводов левого ряда цилиндров размещают кляммеры с прокладками крепления тяг останова двигателя и ручного управления акселератором.

Проверку и регулировку установки угла опережения впрыска топлива выполняют так же, как при СТО.

Установив прокладку фильтра центробежной очистки масла, завертывают болты крепления с пружинными шайбами [момент затяжки 53…65 Н*м (5,3…6,5 кгс*м)]. Затем устанавливают в блок цилиндров направляющую трубку указателя уровня масла с кольцом в сборе и завертывают винт ее крепления с пружинной шайбой [момент затяжки 25…40 Н*м (2,5…4,0 кгс*м)], после чего монтируют указатель уровня масла с уплотнителем в сборе.

Надев переходной патрубок 7 (см. рис. 5.5) на трубу 9 отвода газов, их соединяют хомутом 8, после чего соединяют собранный узел хомутом 6 с патрубком 5 сапуна. Трубу 9 отвода газов закрепляют на блоке цилиндров кляммером 14 с болтом 16 и шайбой 15.

Затем устанавливают паронитовую прокладку насоса гидроусилителя руля, насос в сборе с трубами и закрепляют его болтами с пружинными шайбами. Трубопровод высокого давления гидроусилителя руля закрепляют с помощью кляммера на левом впускном коллекторе.

Паронитовую прокладку корпуса компрессора смазывают смазкой ЦИАТИМ-201 и устанавливают на двигатель, размещают прокладку патрубка подвода воздуха, патрубок с сеткой в сборе и компрессор, закрепляют их болтами с пружинными шайбами. На шпильки правой водяной трубы кладут паронитовую прокладку, фланец в сборе с трубкой подвода охлаждающей жидкости, совмещают соединительную муфту трубки с угольником компрессора, завертывают гайки с пружинными шайбами крепления фланца и навертывают накидную гайку трубки на угольник компрессора. Перед присоединением трубки к угольнику необходимо убедиться в наличии уплотнительного резинового кольца трубки подвода охлаждающей жидкости. Патрубок подвода воздуха закрепляют на правом впускном коллекторе гайками с пружинными и плоскими шайбами.

В кронштейн крепления генератора вставляют палец б (см. рис. 5.4), слегка затягивают стяжной болт 7, устанавливают на кронштейн генератор 1 и навертывают гайки 3 и 4. Совместив прорезь планки генератора с отверстием . его крепления, завертывают болт крепления планки на несколько оборотов. На шкивы привода генератора, жидкостного насоса и гидромуфты устанавливают приводные ремни (см. рис. 2.6). Перемещением генератора по планке добиваются прогиба ремней 15…22 мм при нажатии на середину ветви между шкивами генератора и гидромуфты с усилием 40 Н (4 кгс), после чего затягивают болт крепления планки генератора, гайки 3, 4 (см. рис. 5.4) и стяжной болт 7.

После обкатки и испытания двигателя на маховик 23 (см. рис. 5.3) устанавливают ведомые диски 1 сцепления, средний ведущий диск 2 и нажимной диск 5 в сборе с кожухом 19. Ведомые диски должны быть расположены короткими выступающими торцами навстречу друг другу, средний ведущий диск — так, чтобы короткое плечо шипа диска было слева по ходу вращения маховика. Положение дисков центрируют с помощью шлицевой оправки, после чего завертывают болты б и 21 крепления кожуха 19 к маховику 23, подложив под них шайбы, и снимают оправку. Сначала завертывают болты Ml0, обеспечив посадку кожуха сцепления на две центрирующие втулки маховика, затем два болта М8. Болты закрепляют попеременно крест-накрест [момент затяжки 55 … 65 Н*м (5,6… 6,5 кгс*м)]. Болты 6 стопорят шайбами 4 и вывертывают из нажимного диска 5 сцепления четыре стяжных болта.

На шпильки устанавливают кронштейн 17 (см. рис. 4.6) расширительного бачка и бачок 6 в сборе с трубками. На бачок помещают верхнюю скобу 10 с прокладкой и закрепляют бачок на кронштейне болтами 8 с гайками 28, пружинными 9 и плоскими шайбами. На двигателях ранних выпусков соединяют перепускную трубку 14 (см. рис. 2.1) от двигателя к расширительному бачку со штуцером левой водяной трубы 19, завернув накидную гайку перепускной трубы. Рукав 5 (см. рис. 4.6) соединяют с помощью хомута с перепускной трубой 4 расширительного бачка. Соединив хомутом рукав 23 с воздухоотводящей трубкой 25 от радиатора к блоку цилиндров, надевают на шпильку хомут 21 крепления трубки 25 с прокладкой 22, пружинную шайбу 20 и завертывают гайку 19. К угольнику 11 с помощью штуцера 13 присоединяют трубку 12 от компрессора к расширительному бачку.

На двигателях ранних выпусков снимают заглушку с левого впускного коллектора и завертывают в отверстие коллектора индикатор засоренности воздушного фильтра.

На двигатель устанавливают опору 2 (см. рис. 2.26) рычага переключения передач в сборе с передней тягой 10 и задним ее кронштейном, завертывают болты крепления кронштейна рычага 7 наконечника с пружинными шайбами, болты крепления заднего кронштейна тяги и болт с шайбой клеммового соединения головки передней тяги.

Сняв двигатель со стенда и установив его на подставку, ввертывают в водяную магистраль сливные краники, совмещают отверстия скоб 3 (см. рис. 5.2) крепления стержней 2 привода с отверстиями в блоке цилиндров и завертывают болты с шайбами крепления скоб. К водяным полостям блока цилиндров присоединяют патрубки предпускового подогревателя, установив прокладки и завернув болты с шайбами [момент затяжки 25…30 *м (2,5…3,0 кгс*м)].

На шпильки с левой стороны двигателя устанавливают кронштейн 2 (см. рис. 2.12) передней подвески, болты его крепления с шайбами и затягивают гайки болтов [момент затяжки 54…59 Н*м (5,4….5,9 кгс*м)].

На шпильки надевают прокладки выпускных коллекторов и монтируют коллекторы в сборе с патрубками. Болты и гайки с тарельчатыми шайбами крепления коллекторов затягивают в два приема [окончательный момент затяжки болтов 40…50 Н*м (4,0…5,0 кгс*м), гаек 30…50 Н*м (3,0…5,0 кгс*м)].

Установив прокладку и полнопоточный фильтр 1 (см. рис. 5.1) очистки масла, надевают на болты крепления пружинные шайбы и закрепляют болты [момент затяжки 93… 100 Н*м (9,3… 10,0 кгс*м)]. В картер маховика устанавливают стартер и закрепляют его болтами и гайками с пружинными шайбами. Собранный двигатель отправляют на обкатку и испытание.

Оцените статью
Добавить комментарий