Ремонт, обслуживание и устройство коробки передач автомобиля КАМАЗ

Для замены коробки передач кабину автомобиля наклоняют в первое фиксированное положение и выключают «массу». Подняв автомобиль, сливают масло из коробки передач. На автомобилях КамАЗ-5320, -4310 отвертывают гайки фиксирующих пластин передних средних щитов пола платформы, сдвигают фиксирующие пластины и снимают щиты, отвертывают болты крепления опоры щитов пола платформы и снимают опору. На автомобиле КамАЗ-4310 опускают запасное колесо. На автомобилях КамАЗ-5320, -5410 отвертывают гайки болтов крепления держателя запасного колеса, снимают шайбы, вынимают болты и снимают краном держатель запасного колеса с рамы автомобиля. На автомобиле КамАЗ-5410 отвертывают гайки болтов крепления кронштейна ящика аккумуляторных батарей к раме, снимают шайбы, болты и ящик с кронштейном.

Затем отсоединяют клемму, соединяющую включатель «массы» с рамой автомобиля, отсоединяют от реле стартера электропровод, соединяющий его с клеммой «+» аккумуляторной батареи, разъединяют штекерные соединения датчиков спидометра и тахометра, включения фонаря заднего хода, включения сигнала торможения и указателей падения давления в воздушных баллонах. С 1985 г. датчик тахометра устанавливается на генераторе.

На автомобиле КамАЗ-4310 отсоединяют трубки вентиляции картера коробки передач и сцепления, отвертывают гайки и снимают насос механизма опрокидывания кабины в сборе с кронштейном. От двухсекционного тормозного крана, переходников воздушной магистрали и клапана управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом отсоединяют соединяющие их воз-духопроводы. На автомобиле КамАЗ-5320 ослабляют хомуты крепления угловых шлангов к трубе воздухозаборника и воздушного фильтра, снимают трубу в сборе с угловыми шлангами. Затем отвертывают болты крепления кронштейна тройника приемных труб глушителя к картеру коробки передач, а на автомобиле КамАЗ-4310 — болты крепления кронштейнов правой и левой приемных труб к картеру коробки передач. На автомобилях ранних годов выпуска ослабляют хомуты и снимают соединительный шланг трубы эжектора. На автомобилях КамАЗ-5320, -5410 отсоединяют трубопроводы, соединяющие редукционный клапан с тормозной системой и с клапаном пневмогидравли-ческого усилителя сцепления, а также отвертывают три штуцера крепления воздухопроводов управления делителем со стороны двигателя и отсоединяют, воздухопроводы от соединительной площадки.

Для снятия пневмогидравлического усилителя сцепления снимают оттяжную пружину рычага вала вилки выключения сцепления, отсоединяют пневматический трубопровод 15 (см. рис. 2.23), гидропровод 10 подвода тормозной жидкости, заглушают его, снимают защитный чехол 16, отвертывают болты крепления пневмоусилите-ля, снимают усилитель и вынимают из него толкатель 17 поршня.

Стяжной болт рычага 17 (см. рис. 2.26) передней тяги механизма переключения передач ослабляют на тричетыре оборота, подают рычагом 4 переключения передач переднюю тягу 10 вперед и разъединяют ее с рычагом 17.

Отвернув гайки болтов, снимают шайбы, вынимают болты и отсоединяют фланец карданного вала среднего моста от фланца вторичного вала коробки передач. Карданный вал закрепляют технологической скобой за раму автомобиля.

Ослабив болты крепления передних кронштейнов 2 (см. рис. 2.12), отвертывают гайки болтов крепления задних опор силового агрегата, снимают шайбы, защитные колпаки 17 и вынимают болты. На автомобилях КамАЗ-5320, -5410 отвертывают гайки болтов крепления балки 7 поддерживающей опоры силового агрегата к кронштейнам 9, снимают шайбы и вынимают болты, ослабляют гайки болтов крепления поддерживающей опоры силового агрегата к балке 7. Вывесив силовой агрегат за рым-болты коробки передач, подкладывают под переднюю и заднюю половины второй поперечины рамы деревянные бруски и опускают силовой агрегат. Толщина брусков должна быть такой, чтобы при опускании силового агрегата кронштейны задних опор были выше подушек задних опор на 50 мм.

Затем вывертывают болты крепления стартера. На автомобиле КамАЗ-5511 отсоединяют от коробки отбора мощности и масляного насоса воздушный и масляный трубопроводы и заглушивают их. Отвернув болты с шайбами крепления картера сцепления к картеру маховика, с помощью крана выводят вал коробки передач из подшипника коленчатого вала и ступиц ведомых дисков сцепления и снимают коробку передач с автомобиля.

При установке коробку передач поднимают краном за рым-болты и подводят к месту крепления. Перед установкой коробки передач центрируют положение дисков сцепления с помощью шлицевой оправки по типу первичного вала коробки передач, для чего ослабляют болты крепления кожуха сцепления к маховику, центрируют диски и затягивают болты. Заложив в полость подшипника коленчатого вала 15 г смазки 158, устанавливают вал коробки передач в отверстия ступиц ведомых дисков сцепления и подшипника коленчатого вала. Затягивают болты с шайбами крепления картера сцепления к картеру маховика [момент затяжки 90… 100 Н*м (9… 10 кгс*м)].

Завернув болты крепления стартера, приподнимают силовой агрегат с помощью крана, убирают деревянные бруски и опускают силовой агрегат на опоры. На автомобиле КамАЗ-5511 к коробке передач и масляному насосу присоединяют воздушный и масляный трубопроводы, предварительно сняв технологические заглушки. На автомобилях КамАЗ-5320, -5410 завертывают гайки болтов крепления подцерживающей опоры силового агрегата к балке 7 (см. рис. 2.12) [момент затяжки 55… 60 Н*м (5,5…6,0 кгс*м)], устанавливают болты с шайбами крепления балки 7 поддерживающей опоры силового агрегата к кронштейнам 9 и завертывают гайки болтов, устанавливают болты с шайбами крепления задних опор силового агрегата, защитные колпаки 17 и завертывают гайки болтов с шайбами [момент затяжки 55…60 Н*м (5,5… 6,0 кгс*м)] на КамАЗе-5320 и 200… 270Н*м(20…27 кгс*м) на КамАЗе-4310]. Затянув на всех автомобилях болты крепления передних кронштейнов 2 [момент затяжки 55…60 Н*м (5,5… 6,0 кгс*м)], снимают цепной захват с рым-болтов коробки передач.

Карданный вал среднего моста снимают с технологической скобы, присоединяют фланец карданного вала к фланцу вторичного вала коробки передач, устанавливают болты крепления и завертывают гайки болтов с шайбами [момент затяжки составляет 120…140 Н*м (12…14 кгс*м), кроме автомобиля КамАЗ-4310, для которого момент затяжки гаек 60…70 Н*м (6… 7 кгс*м)].

Соединив переднюю тягу 10 (см. рис. 2.26) механизма переключения передач с рычагом 17 передней тяги, ввертывают стяжной болт рычага и закрепляют его [момент затяжки 45… 50 Н*м (4,5…5,0 кгс*м)].

Дистанционный привод управления механизмом переключения передач регулируют в следующем порядке. Установив рычаг переключения передач в нейтральное положение, ослабляют стяжные болты 25 регулировочного фланца, вывертывают четыре соединительных болта 20 и навертывают на один-два оборота регулировочный фланец 19 на промежуточную тягу 18. Отвернув контргайки 8, 23 установочных винтов 9, 22, стопорят рычаг 7 наконечника и шток 24 рычага переключения передач ввертыванием установочных винтов в отверстия рычагов. Свинтив регулировочный фланец до соприкосновения его торца с торцом штока по всей плоскости, соединяют их четырьмя болтами 20, закрепляют фланец на промежуточной тяге болтами 25, вывертывают установочный винт 9, расположенный на передней опоре рычага переключения передач, на 31 мм, а установочный винт 22, расположенный на задней опоре рычага, — на 21 мм, после чего стопорят их контргайками.

Вставив в пневмогидравлический усилитель привода сцепления толкатель 17 (см. рис. 2.23) поршня, устанавливают усилитель на картер сцепления и закрепляют его болтами с шайбами [момент затяжки 90… 100 Н*м (9… 10 кгс*м)]. На корпус усилителя надевают защитный чехол 16, к усилителю присоединяют гидропровод 10 подвода тормозной жидкости и пневматический трубопровод 15, после чего устанавливают на место оттяжную пружину рычага вала вилки выключения сцепления.

На автомобилях КамАЗ-5320, -5410 к соединительной площадке присоединяют воздухопроводы управления делителем коробки передач и завертывают штуцеры их крепления, к редукционному клапану присоединяют трубопроводы, соединяющие его с тормозной системой и с клапаном пневмо-гидравлического усилителя сцепления. На автомобилях ранних годов выпуска устанавливают соединительный шланг трубы эжектора и затягивают хомуты его крепления.

К картеру коробки передач присоединяют кронштейн крепления тройника приемных труб глушителя и завертывают болты его крепления. На автомобиле КамАЗ-4310 завертывают болты крепления кронштейнов правой и левой приемных труб глушителя к картеру коробки передач. На автомобиле КамАЗ-5320 устанавливают трубу 23 (см. рис. 2.13) воздухопровода в сборе с угловыми шлангами и затягивают хомуты крепления угловых шлангов к патрубку 19 и воздушному фильтру 28.

К двухсекционному тормозному крану, переходникам воздушной магистрали и клапану управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом присоединяют соединяющие их воздухопроводы. На автомобиле КамАЗ-4310 устанавливают и закрепляют гайками насос механизма опрокидывания кабины, присоединяют трубки вентиляции картера коробки передач и сцепления. Затем присоединяют штекерные соединения датчиков спидометра, тахометра, включения фонарей заднего хода, сигнала торможения и указателей падения давления в воздушных баллонах. К реле стартера присоединяют электропровод, соединяющий его с клеммой «+» аккумуляторной батареи, присоединяют клемму, соединяющую включатель «массы» с рамой автомобиля.

На автомобиле КамАЗ-5410 устанавливают болты с шайбами крепления кронштейна ящика аккумуляторных батарей и затягивают гайки болтов. На рамы автомобилей КамАЗ-5320, -5410 устанавливают держатель запасного колеса и закрепляют его болтами с шайбами и гайками. На автомобиле КамАЗ-4310 поднимают запасное колесо. На автомобилях КамАЗ-5320, -4310 устанавливают опору щитов пола платформы, завертывают болты ее крепления, устанавливают передние средние щиты пола платформы, фиксирующие пластины и завертывают гайки крепления фиксирующих пластин.

Опустив кабину автомобиля, включают «массу», запускают двигатель и доводят давление в воздушной магистрали до номинального. При этом необходимо проверить герметичность соединений воздухопроводов и убедиться в отсутствии утечек воздуха. В картер коробки передач заливают масло ТСп-15к до верхней метки указателя уровня масла при вывернутой заливной пробке. После работы двигателя в течение 3…5 мин проверяют уровень масла и при необходимости доливают его.

На автомобиле КамАЗ-5511 проверяют уровень масла в бачке гидросистемы опрокидывающего механизма платформы, который должен соответствовать отметке «В» масляного щупа крышки заливной горловины бачка. Для прокачивания гидросистемы кузов поднимают и опускают три-четыре раза, после чего проверяют уровень масла и при необходимости доливают его. Летом применяют индустриальное масло 20А, зимой — 12А.

Систему гидропривода сцепления прокачивают, а свободный ход муфты выключения сцепления проверяют и регулируют.

На автомобилях КамАЗ-5320, -5410 регулируют зазор между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана выключения делителя передач. Зазор должен быть в пределах 0,2… 0,6 мм. Регулировку проводят при давлении в пневмосистеме не менее 0,6 МПа (6,0 кгс/см ). Сняв резиновый пылепре-дохранитель с крышки и штока клапана, выжимают педаль сцепления до упора, отвертывают гайки со стопорными шайбами крепления упора клапана выключения, подводят упор до соприкосновения со штоком клапана и дополнительно перемещают его в сторону штока клапана, обеспечив требуемый зазор, после чего закрепляют упор гайками и стопорными шайбами, отпускают педаль сцепления и надевают на шток и корпус клапана резиновый пылепредохранитель.

Оцените статью
Добавить комментарий