Ремонт карданной передачи

Карданная передача автомобиля МАЗ-64229, 5516 состоит из двух карданных валов: переднего, соединяющего коробку передач со средним мостом, и заднего межмостового.

Карданная передача автомобилей МАЗ-5551, -54323 состоит из одного карданного вала, автомобилей МАЗ-5337, -53371, -53363, -53366 — из двух карданных валов с промежуточной опорой.

Карданная передача автомобиля МАЗ-6303 состоит из карданной передачи (двух валов с промежуточной опорой), привода среднего вала и карданного вала привода заднего моста.

Устройство карданного вала показано на рис. 3-11.

Рис. 3-11. Карданный вал:

1 — фланец-вилка; 2 — масленка; 3 — балансировочные пластины; 4 — вал; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — скользящая вилка; 7— игольчатый подшипник; 8 — крышка; 9 — опора

Техническое обслуживание и ремонт Болты крепления фланцев карданных валов должны быть затянуты моментом 120-160 Н-м (12-16 кгс-м). Замена болтов термически неотработанными не допускается.

Не допускается превышение моментов затяжки болтов, так как это может вызвать их разрушение. При ослаблении болтов крепления крышек 8 (см. рис. 3-11) отогните стопорную пластину и подтяните болты моментом 27-39 Н-м (2,7-3,9 кгс-м), после чего подогните стопорную пластину к одной из граней головки болта.

Болты крепления промежуточной опоры затягивайте моментом 90-108 Н-м. (9-10,8 кгс-м).

Разбирать шарниры без надобности не следует.

При сборке карданного вала или его замене шлицевое соединение соберите таким образом, чтобы оси отверстий вилок, находящихся на карданном валу, были обязательно в одной плоскости. При этом необходимо обеспечить совмещение стрелок, выбитых на трубе вала и скользящей вилке.

При снятии карданного вала рекомендуется разобрать шлицевое соединение, очистить от старого смазочного материала и грязи, снова смазать и собрать, совместив стрелки на вилке и трубе.

Во избежание повреждения уплотнений шарнира не допускается пользование монтажной лопаткой или другими предметами, вставленными в вилку шарнира для прокручивания карданного вала.

Рис. 3-12. Приспособление для разборки карданных шарниров:

1 — винт; 2 -раздвижные стойки ; 3 — стакан; 4 — опорная призма; 5 — фиксатор

Для разборки шарнира при необходимости замены крестовин пользуйтесь специальным приспособлением (рис. 3-12). Нельзя пользоваться молотком для разборки шарнира, так как это приводит к нарушению соосности отверстий под подшипники в вилках шарнира.

Приспособление состоит из двух раздвижных стоек 2, опорной призмы 4 и винта 1 со стаканом 3, который при установке шарнира упирается в торец вилки, в то время как вторая вилка шарнира установлена на опорной призме. При вращении винта стакан перемещается вниз и подшипник крестовины входит в полость стакана.

После того как с помощью приспособления подшипник частично выпрессован на высоту 20-25 мм из отверстия вилки, выступающую из вилки часть оберните полоской наждачной шкурки и, поворачивая подшипник, выньте его из отверстия в вилке.

Рис. 3-13. Выпрессовка подшипников из фланца-вилки (а) и вилки вала (б):

1 — винт; 2 — раздвижные стойки; 3 — стакан; 4 — фланец-вилка карданного вала; 5 — подшипник; 6 — крестовина; 7 — вилка карданного вала; 8 — опорная призма

Шарнир разбирайте в два приема. Сначала на опорную призму 8 (рис. 3-13) установите вилку 7 карданного вала и выпрессуйте подшипники из фланца-вилки. При дальнейшей разборке шарнира спрессуйте торцевые сальники и снимите фланец-вилку 4. После этого шипы крестовины 6 установите в специальные лунки опорной призмы и выпрессуйте подшипники из вилки 7 карданного вала.

Сборку шарниров проводите с использованием только нового комплекта крестовины с подшипниками и сальниками без использования старых деталей.

Напрессовку торцевых сальников выполните с использованием специальной оправки (рис. 3-14).

Рис. 3-14. Оправка для на прессовки торцевого уплотнения на шипы крестовины

Перед установкой игольчатых подшипников заложите консистентную смазку № 158 в полость между рабочими кромками торцевого уплотнения и игольчатого подшипника в каждый подшипник. Сборку крестовины с вилками выполните одним из двух способов:

1)торцевые уплотнения предварительно напрессуйте на два смежных шипа крестовины, после этого крестовину установите в вилку. Остальные торцевые уплотнения установите на шипы через отверстия для подшипников в вилках и напрессуйте на посадочный поясок шипа;

2) крестовину без торцевых уплотнений установите в вилки и после этого на шипы крестовины через отверстия для подшипников напрессуйте торцевые уплотнения.

Собирайте шарнир с подшипниками только с применением ручного пресса.

После запрессовки подшипников установите опорные и стопорные пластины. Болты должны быть затянуты моментом 13,7-16,7 Н-м (1,4-1,7 кгс-м) и законтрены загибанием одного из ушков стопорной пластины к грани головки каждого болта.

Для облегчения сборки шарниров при запрессовке подшипников для выхода лишнего смазочного материала допускается вывернуть масленку из крестовины.

После полной сборки шарнира масленку заверните.

Перед сборкой шлицевое соединение необходимо очистить от грязи и старого смазочного материала, и смазать. При этом необходимо предварительно надеть на шлицевой конец гайку, металлическое шлицевое кольцо и резиновый сальник.

При сборке шлицевого соединения необходимо, чтобы стрелки, выбитые на скользящей вилке и трубе, были расположены одна против другой.

После установки карданного вала на автомобиль заверните гайку сальника и смажьте шлицевое соединение через масленку до появления смазочного материала через отверстие в заглушке скользящей вилки.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ

Причина неисправности
Метод устранения
Повышенный шум, отчетливо слышимый при движении накатом
Отсутствие смазочного материала в шлицевом соединении
Смажьте шлицевое соединение
Ослабление затяжки болтов крепления вилки с фланцем
Затяните болты
Износ деталей шлицевого соединения
Замените карданный вал
Износ подшипника промежуточной опоры
Замените подшипник
Вибрация карданной передачи
Погнутость или скручивание трубы карданного вала
Замените карданный вал при скручивании трубы или если биение трубы превышает 1,9 мм
Неправильное соединение скользящей вилки с шлицевым концом вала
Установите шлицевой конец вала в скользящую вилку так, как показано на рис. 3-11 (совместив стрелки)
Повышенный износ деталей шарнира
Замените крестовину с подшипниками и уплотнениями в сборе
Отрыв балансировочных пластин
Замените вал или отбалансируйте его при наличии оборудования

Оцените статью
Добавить комментарий