Причины недостаточной компрессии

Основными причинами недостаточной компрессии являются:

— неплотное прилегание клапанов к седлам, что может быть вызвано плохим состоянием рабочих поверхностей клапанов и седел, поломкой или чрезмерной усадкой пружин клапанов, заеданием стержней клапанов в направляющих, а также малым зазором между стержнем клапана и носком коромысла;

— неисправная прокладка головки цилиндров;

— значительный износ или залегание поршневых колец;

-значительный износ или задиры на поверхности гильз цилиндров.

Для определения значения компрессии на прогретом двигателе в каждый цилиндр поочередно устанавливают компрессометр (вместо форсунки) и закрепляют его скобой форсунки. После этого запускают двигатель и записывают показания манометра при минимальной частоте вращения на холостом ходу (550-650 мин1).

При 600 мин-1 нормальное значение компрессии должно быть не менее 3 МПа (30 кгс/см2), а разница по цилиндрам не должна превышать 0,2 -МПа (2 кгс/см2).

Выявление причин недостаточной компрессии начинают с проверки состояния пружин клапанов и затяжки гаек крепления головки. Затем проверяют состояние клапанов: плотность прилегания их к седлам, отсутствие заедания при перемещении, размер зазора между клапаном и коромыслом.

Наличие прорыва воздуха вследствие плохой уплотняющей способности прокладки головки устанавливают тщательным осмотром прокладки и сопрягаемых поверхностей головки и блока цилиндров.

В последнюю очередь проверяют состояние поршневой группы двигателя. Для этого необходимо определить зазоры между поршнем и гильзой, в замках поршневых колец, между кольцами и торцом поршневых канавок (см. рис. 2-7).

Рис. 2-7. Торцевые зазоры между поршневыми кольцами и канавками поршня:

1 — поршень; 2 — гильза или приспособление с внутренним диаметром 130,00+001 мм; 3 — верхнее компрессионное кольцо; 4 — второе компрессионное кольцо; 5 — третье компрессионное кольцо; 6 — маслосъемное кольцо

Обычно признаком износа (или залегания) поршневых колец и гильз являются дымление из маслозаливной горловины и повышенный расход масла. При потере герметичности впуск- ных клапанов дымление наблюдается из воздушного фильтра.

Техническое состояние цилиндро-поршневой группы двигателя без его разборки можно проверить при помощи пневмотестера модели К-272.

Состояние цилиндров, поршневых колец, клапанов и прокладок головок цилиндров на этом приборе определяют измерением относительной утечки воздуха, вводимого внутрь цилиндра через отверстие для форсунки, при неработающем двигателе в таком положении поршня, когда в проверяемом цилиндре клапаны закрыты.

Значения относительной утечки указаны в инструкции прибора. Достоинством этого прибора является то, что он позволяет раздельно оценить износ цилиндров, состояние поршневых колец и клапанов, неплотности в прокладке между блоком и головкой цилиндров.

Состояние кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения рекомендуется контролировать методом прослушивания работающего двигателя стетоскопом.

Состояние шатунных и коренных подшипников проверяют, кроме того, по давлению в системе смазки, которое должно быть не ниже 0,3 МПа (3 кгс/см2) при номинальной частоте вращения.

Стуки при работе двигателя имеют различный характер, и их причины рассмотрены ниже.

Сильные металлические стуки, усиливающиеся с увеличением частоты вращения коленчатого вала, свидетельствуют о поломке пружин клапанов или заедании клапанов.

Стуки в верхней части блока цилиндров, возрастающие при малой частоте вращения и уменьшающиеся при большой частоте вращения коленчатого вала двигателей, могут быть вызваны задирами на поверхностях гильз и поршней.

Изношенные поршни вызывают стук, особенно заметный в первое время после пуска, когда двигатель еще недостаточно прогрелся.

Увеличенный зазор между носком коромысла и стержнем клапана вызывает металлический стук, явно выделяющийся при любых оборотах коленчатого вала двигателя на фоне более спокойного и глухого шума остальных клапанов. В этом случае необходимо отрегулировать зазор.

Стуки, вызываемые увеличенными зазорами между поршневыми пальцами и отверстиями для них в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов, износом шатунных и коренных подшипников, слышны, как правило, при увеличении нагрузки на двигатель (при резком изменении количества подаваемого топлива).

Наиболее опасными являются стуки шатунных и коренных подшипников, которые недопустимы.

Расход масла является одним из критериев оценки технического состояния двигателя. Принято считать, что расход масла на угар свыше 3 % нормы расхода топлива свидетельствует о значи- тельных износах поршневых колец и увеличенных зазорах между гильзой и юбкой поршня и указывает на необходимость ремонта двигателя.

Оцените статью
Добавить комментарий