ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАЗБОРКА ДВИГАТЕЛЯ.

Ремонт, обслуживание и устройство, предварительная разборка двигателя автомобиля КАМАЗ.

Для разборки двигатель вначале устанавливают на подставку. Для демонтажа стартера отвертывают и снимают гайку с пружинной шайбой, шпильки и болты крепления стартера к картеру маховика, выдвигают стартер в направлении передней части двигателя и снимают его.





Рис. 5.1. Поперечный разрез двигателя КамАЗ-740:
1 — полнопоточный фильтр очистки масла; 2 — маслозаливная горловина; 3 — указатель уровня масла в картере двигателя; 4 — фильтр центробежной очистки масла; 5 — коробка термостатов; 6, 9 — передний и задний рым-болты; 7 — компрессор; 8 — насос гидроусилителя рулевого управления; 10 — факельная свеча; 11 — левая водяная труба; 12 — левый впускной воздухопровод; 13 — форсунка; 14 — скоба крепления форсунки; 15 — патрубок выпускного коллектора; 16 — выпускной коллектор

Затем отвертывают болты крепления полнопоточного фильтра 1 (рис. 5.1) очистки масла, снимают фильтр в сборе и прокладку фильтра. Отвернув и сняв гайки 3 (см. рис. 2.5) крепления патрубка 1 выпускного коллектора с шайбами 2, болты 6 крепления выпускного коллектора 4 с шайбами 5, снимают выпускной коллектор в сборе со втулками 8, 9 и патрубком, а также прокладки 10 с одной стороны. Аналогично снимают выпускной коллектор с другой стороны.

Затем отвертывают гайки, снимают болты и кронштейны передней подвески двигателя с двух сторон блока цилиндров. Отвернув болты крепления патрубков предпускового подогревателя к водяной полости блока цилиндров, снимают болты с шайбами, патрубки с прокладками и заглушки водяных полостей с двух сторон двигателя.



Рис. 5.2. Краники сливные системы охлаждения:
1 — краник сливной в сборе; 2 — стержень привода управления; 3 — скоба; 4 — вилка стержня привода; 5 — пробка краника в сборе; 6 — шплинт разводной

Отвернув и сняв болты с шайбами крепления скоб 3 (рис. 5.2), выдвигают наружу стержни 2 привода управления сливными краниками, отвертывают и снимают сливные краники 1 системы охлаждения.

После выполненных предварительных операций на двигатель монтируют планшайбы (кронштейны) для его установки на стенд-кантователь и закрепляют двигатель на стенде.

Для снятия с двигателя рычага 4 переключения передач (см. рис. 2.26) нужно отвернуть и снять болты крепления кронштейна рычага 7 наконечника с шайбами, болты крепления заднего кронштейна тяги 10, болт с шайбой клеммового соединения головки 6 и снять с двигателя рычаг переключения в сборе с опорой 2.

Для автомобилей ранних выпусков следует отвернуть и снять с левого впускного коллектора индикатор засоренности воздушного фильтра и закрыть отверстие заглушкой.

Отвернув штуцер 13 (см. рис. 4.6) соединительной трубки 14 от компрессора к расширительному бачку, отсоединяют трубку 14 от угольника 11. Отвернув и сняв гайку 19 крепления хомута 21 с шайбой 20, снимают хомут со шпильки. Затем отвертывают винт 24 крепления стяжного хомута рукава 23 воздухоотводящей трубки 25 и отсоединяют рукав от трубки. Аналогично рассоединяют рукав 5 и перепускную трубу 4 расширительного бачка. Для отсоединения перепускной трубы 14 (см. рис. 2.1) от штуцера левой водосборной трубы 19 следует отвернуть накидную гайку. Отвернув гайки 28 (см. рис. 4.6) и сняв их вместе с шайбами и болтами 8 крепления верхней скобы 10 расширительного бачка, снимают скобу с прокладкой, а затем расширительный бачок 6 в сборе с трубками. Отвернув и сняв гайки 26 крепления кронштейна 17 расширительного бачка с шайбами 9 и 27, снимают кронштейн 17 и прокладку 18 со шпилек.



Рис. 5.3. Сцепление в сборе:
1 — ведомый диск; 2 — средний ведущий диск; 3 — установочная втулка; 4 — стопорная шайба; 5 — нажимной диск; 6, 21 — болты крепления кожуха; 7 — вилка оттяжного рычага; 8 — оттяжной рычаг; 9 — пружина упорного кольца; 10 — шланг смазывания муфты; 11 — петля пружины; 12 — упорный подшипник; 13 — оттяжная пружина; 14 — муфта выключения сцепления; 15 — вилка выключения сцепления; 16 — упорное кольцо; 17 — вал вилки; 18 — нажимная пружина; 19 — кожух сцепления; 20 — теплоизолирующая шайба; 22 — картер сцепления; 23 — маховик; 24 — фрикционная накладка; 25 — вал ведущий; 26 — диск гасителя крутильных колебаний; 27 — пружина гасителя крутильных колебаний; 28 — кольцо ведомого диска; 29 — механизм автоматической регулировки положения среднего ведущего диска

Для снятия дисков сцепления в нажимной диск 5 (рис. 5.3) следует ввернуть четыре стяжных болта М10 х 1,25 х х 65 до упора в кожух 19 сцепления. Расстопорив стопорные шайбы 4, отвертывают болты 6 и 21 крепления кожуха 19 к маховику 23, после чего снимают нажимной диск 5 с кожухом 19 в сборе, средний ведущий диск 2 и ведомые диски 1.



Рис. 5.4. Крепление генератора на кронштейне двигателя:
1 — генератор; 2 — шпилька; 3, 4 — гайки; 5 — регулировочная шайба; 6 — палец; 7 — стяжной болт

Для снятия генератора следует отвернуть гайку 4 (рис. 5.4), ослабить гайку 3 шпильки 2 и стяжной болт 7 разрезной опоры крепления генератора. Отвернув болт 1 (см. рис. 2.6) крепления натяжной планки генератора, сдвигают генератор вниз и снимают приводные ремни 4. Отвернув гайку 3 (см. рис. 5.4) шпильки 2 и стяжной болт 7, снимают генератор с двигателя в направлении передней части двигателя, после чего снимают палец 6.

Для снятия компрессора отвертывают накидную гайку соединительной муфты трубки подвода охлаждающей жидкости к компрессору и отсоединяют трубку от угольника компрессора. Отвернув и сняв гайки крепления фланца трубки подвода охлаждающей жидкости к компрессору с шайбами, снимают фланец в сборе с трубкой и прокладкой со шпилек правой водяной трубы. Отвернув гайки крепления патрубка подвода воздуха к компрессору из правого воздуховпускного коллектора и сняв гайки с шайбами, отвертывают и снимают болты крепления компрессора с шайбами, компрессор в сборе, прокладку корпуса компрессора и прокладку патрубка подвода воздуха.

Насос гидроусилителя руля снимают, предварительно отвернув болты крепления к левому впускному коллектору кляммеров трубы высокого давления гидроусилителя руля. Сняв болты с шайбами, кляммеры и прокладки, отвертывают болты крепления насоса гидроусилителя руля, снимают болты с шайбами, насос в сборе с трубками и прокладку насоса.



Рис. 5.5. Система вентиляции картера двигателя:
1 — угольник сапуна; 2 — импеллер; 3 — трубка сапуна; 4 — кольцо уплотнительное; 5 — патрубок сапуна; 6. 8 — хомуты;.7 — патрубок переходной; 9 — трубка отвода газов; 10, 16 — болты; 11, 15 — шайбы пружинные; 12 — фланец; 13 — прокладка сапуна; 14— кляммер; 17 — трубка слива масла; 18 — патрубок переходной; 19 — втулка внутренняя

Демонтаж труб вентиляции картера двигателя выполняют в следующем порядке. Отвертывают болт 16 (рис. 5.5) крепления кляммера 14 трубки 9 отвода газов к блоку цилиндров и снимают болт и шайбу 15. Отвернув винт хомута 6 крепления переходного патрубка 7 к патрубку 5 сапуна, снимают гайку, хомут и отсоединяют переходной патрубок 7 в сборе с трубкой 9 отвода газов от патрубка 5 сапуна.

Перед снятием фильтра центробежной очистки масла вынимают указатель уровня масла с уплотнителем из блока цилиндров, отвертывают болт крепления к блоку цилиндров трубки указателя уровня масла, снимают болт с шайбой и вынимают трубку указателя уровня масла с уплотнительным кольцом в сборе. Затем отвертывают болты крепления фильтра центробежной очистки масла, снимают болты с шайбами, фильтр и прокладку фильтра.

Отвернув и сняв болты крепления крышек головок цилиндров, шайбы, крышки и прокладки, повертывают двигатель на стенде картером маховика вниз. Для снятия поддона масляного картера и прокладки поддона отвертывают гайки шпилек и болты крепления поддона.



Рис, 5.6. Насос масляный в сборе:
1 — ведущая шестерня привода масляного насоса; 2 — насос масляный с шестерней в сборе; 3. 9, 16 — шайбы замковые; 4, 5 — болты крепления масляного насоса к блоку цилиндров; 6 — прокладка фланца всасывающей трубки; 7 — прокладка заднего фланца трубки клапана; 8 — задний фланец трубки клапана; 10 — болт крепления заднего фланца трубки клапана к блоку цилиндров; 11 — болт крепления кронштейна трубки к блоку цилиндров; 12 — крючок крепления сетки заборника; 13 — сетка заборника с ободком в сборе; 14 — трубка всасывающая масляного насоса в сборе; 15 — болт крепления трубки к насосу; 17 — прокладка переднего фланца трубки клапана; 18 — трубка подводящая клапана смазочной системы в сборе; 19 — ведомая шестерня привода масляного насоса

Демонтаж масляного насоса выполняют в следующем порядке (рис. 5.6). Отвернув болты 10 крепления переднего фланца 8 трубки 18 клапана смазочной системы к масляному насосу 2, снимают болты 10 с пружинными шайбами 9 и прокладку 7 переднего фланца. Отвернув болт 11 крепления кронштейна всасывающей трубки 14 к блоку цилиндров, снимают болт 11 с шайбой. Отвернув болты 4 и 5 крепления масляного насоса 2 к блоку цилиндров, снимают болты с шайбами 3, масляный насос в сборе со всасывающей трубкой 14 и регулировочную прокладку. На двигателях выпуска после 15.02.80 г. с номерами свыше 163856 вместо замковых шайб 5, 9 и 16 устанавливают пружинные шайбы.

После выполнения указанных операций рекомендуется произвести наружную и внутреннюю мойку двигателя, после чего выполнить следующие операции.

Установив двигатель на стенд для разборки-сборки, отвертывают гайки с шайбами крепления скоб топливопроводов 1 (см. рис. 2.20) высокого давления, после чего снимают скобы, прокладки скоб и втулки. Далее отвертывают накидные гайки трубопроводов высокого давления от штуцеров секций ТНВД и от форсунок, снимают трубопроводы высокого давления с двигателя и устанавливают заглушки в освободившиеся отверстия форсунок, топливопроводов и секций ТНВД. Отвернув болт с шайбой крепления кляммера топливопровода 4 подвода топлива к фильтру тонкой очистки топлива от топливоподкачивающего насоса, отвертывают гайку с шайбой и снимают скобу крепления топливопроводов с прокладкой и втулку. Затем, отвернув гайку крепления к штуцеру топливопровода 21 подвода топлива от фильтра грубой очистки топлива к ТНВД и вывернув болт из отверстия крепления скобы топливопровода, снимают скобу, прокладку и втулку скобы, снимают подводящий топливопровод с двигателя и устанавливают заглушки в отверстия под топливопровод на насосе низкого давления и в топливопровод. Отвернув болты с прокладками, снимают топливопровод 4 с кляммером, а отверстия в насосе и фильтре закрывают технологическими заглушками. Сняв топливопровод 12 подвода топлива от фильтра тонкой очистки топлива к ТНВД и отвернув болты, снимают прокладки и топливопровод б подвода топлива к электромагнитному клапану, после чего закрывают отверстия технологическими заглушками.

Отвернув болт, отсоединяют от фильтра 11 тонкой очистки топлива дренажный топливопровод 13 с прокладками и топливопровод 10, после чего отвертывают болт, соединяющий с ТНВД топливопровод 10, и снимают его. Отверстия в ТНВД и «фильтре следует закрыть технологическими заглушками.

Отвернув накидные гайки, следует отсоединить подводящие топливопроводы от факельных свечей 9. Далее, вывернув болты с шайбами крепления кронштейна электромагнитного клапана 7, снимают с двигателя электромагнитный клапан в сборе с трубками и кронштейном. От форсунок отсоединяют дренажные топливопроводы, которые крепятся болтами. Отвернув болты с шайбами крепления кляммеров дренажной трубки 8 и болт ее крепления от тройника 17, снимают трубку 8 с двигателя. Затем с двигателя снимают дренажный топливопровод 19 в сборе с тройником 17, который крепится болтом с шайбой. В отверстия форсунок и дренажных топливопроводов вставляют технологические заглушки. Далее вывертывают болты 8 (см. рис. 4.11) с прокладками 7 крепления трубки 6 подвода масла к ТНВД и к блоку цилиндров, после чего трубку 6 снимают с двигателя. От блока цилиндров отсоединяют крепящийся болтами 4 с шай-бами 5 фланец 2 трубки 3 отвода масла.



Рис. 5.7. Привод топливного насоса высокого давления:
1 — датчик спидометра; 2 — прокладка датчика электротахометра; 3 — корпус подшипника; 4 — шестерня привода ТНВД; 5 — кольцо; 6 — корпус переднего подшипника; 7 — манжета с пружиной в сборе; 8 — шпилька; 9 — задний фланец ведущей полумуфты привода; 10 — гайка; 11. 19. 24, 30 — шайбы пружинные; 12 — гайка низкая; 13 — шайба; 14, 20, 25, 29, 31 — болты; 15 — задняя пластина ведущей полумуфты; 16 — полумуфта ведущая привода топливного насоса; 17 — шпонка; 18, 28 — шайбы плоские; 21 — автоматическая му<|уга опережения впрыска; 22 — полу муфта ведомая; 23 — фланец ведомой полумуфты привода; 26 — передняя пластина ведущей полумуфты; 27 — передний фланец ведущей полумуфты привода

Отвернув болты 20 (рис. 5.7) с пружинными 19 и плоскими 18 шайбами, отсоединяют задние пластины 15 ведущей полумуфты от ведущей полумуфты 16 привода ТНВД. Затяжку стяжного болта 29 переднего фланца 27 ведущей полумуфты следует ослабить, предварительно провернув монтажной лопаткой через люк в картере маховика коленчатый вал настолько, чтобы головка болта 29 находилась сверху. Проворачивая коленчатый вал двигателя на необходимый угол, следует отвернуть болты 31 с пружинными и плоскими шайбами 28 крепления переднего фланца 27 ведущей полумуфты 16 привода ТНВД к фланцу 23 ведомой полумуфты 22 и снять ведущую полумуфту 16 привода ТНВД в сборе с передним фланцем 27 и передними пластинами 26, после чего задвинуть ведущую полумуфту 16 во фланец 27. Отвернув болты 14 с пружинными и плоскими шайбами 13 крепления задних пластин 15 к заднему фланцу 9 ведущей полумуфты привода, снимают задние пластины 15 ведущей полумуфты, после чего, отвернув гайку 12 с пружинной шайбой 11, снимают задний фланец 9 с помощью съемника.

Болты с шайбами, установленные в пробки корпуса ТНВД, следует отвернуть, после чего снять ТНВД в сборе с двигателя.

Для того чтобы снять фильтр тонкой очистки топлива в сборе, требуется отвернуть гайки с шайбами крепления фильтра. Далее необходимо вывернуть факельные запальные свечи из резьбовых отверстий правого и левого впускных коллекторов воздуха. Отвернув гайки с шайбами крепления прижимных скоб форсунок, следует снять скобы, после чего при помощи съемника снять с двигателя форсунки левой и правой сторон блока цилиндров двигателя и установить технологические заглушки на форсунки и двигатель.

Отвернув болты 8 (см. рис. 4.7) с волнистыми шайбами 9 крепления соединительного патрубка 6 к выпускным коллекторам, следует снять патрубок 6 и прокладки 5, после чего отвернуть и снять болты 14 с шайбами 15 крепления правого 1 и левого 13 впускных коллекторов к двигателю, впускные коллекторы и прокладки 16 коллекторов.



Рис.5.8. Коробка водяная с трубами:
1, 3, 5, 6, 13, 21, 28 - болты; 2 - патрубок подводящей трубы; 4, 22 - шайбы волнистые; 7 - патрубок водяной коробки; 8, 9, 11, 18 - прокладки; 10 - коробка водяная; 12, 19 - шайбы пружинные; 14 - фланец соединительный; 15, 24, 29 - кольца уплотнительные; 16 - труба водяная правая; 17 - шпилька; 20 - гайка; 23 - труба водяная левая; 25 - кольца запорные; 26 - труба водяная соединительная; 27 - труба водяная перепускная термостатов; 30 - труба подводящая правого полублока

Затем отвертывают и снимают болты 28 (рис. 5.8) с шайбами 4 крепления соединительного фланца 14 коробки термостатов, болты 5 с шайбами крепления коробки 10 термостатов, снимают коробку термостатов в сборе, отсоединяют перепускную трубу 27, снимают соединительный фланец 14 и уплотнительное кольцо 15. Отвернув и сняв болты 21 с шайбами 22 крепления левой 23 и правой 16 водяных труб, снимают водяные трубы 16 и 23 в сборе с водяной соединительной трубой 26 и прокладки водяных труб.

Отвернув и сняв болты 1 и 3 с шайбами 4 крепления патрубка 2 подводящей трубы 30 правого полублока цилиндров и болты с шайбами крепления жидкостного насоса к двигателю, снимают жидкостной насос в сборе с подводящей трубой и включателем гидромуфты, а также уплотнительные прокладки жидкостного насоса.



Ремонт, обслуживание и устройство, предварительная разборка двигателя автомобиля КАМАЗ.



НАЗАД.***ДАЛЬШЕ.